Хочу класиво говолить и букву “Р ” плоизносить!

Хочу класиво говолить и букву “Р ” плоизносить!

Первые шаги. Первое слово “мама ”. Сколько радости приносят эти моменты взросления малыша. Но в скором времени родители сталкиваются с извечной проблемой – правильное произношение букв. Освоение речи – очень важная функция, которая решающим образом влияет на развитие ребенка. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира.

Но что делать, если ваш малыш в отличие от соседской девочки-ровесницы предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что ему нужно? Или же его словарь составляет всего несколько слов? А может быть, он и говорит без умолку, но его речь совершенно непонятна окружающим? Вы, как бдительный родитель, обязательно должны прислушиваться и реагировать на речевые отклонения малыша. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить все на самотек.

Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Ваш ребенок будет постоянно отставать в школе, страдать оттого, что его старания не приводят к положительному результату. К школьным неприятностям стоит добавить кучу комплексов, возникающих на фоне речевого дефекта. Ребенок считает, что именно из-за него он не нравится сверстникам, из-за этого с ним никто не дружит. Такие дети часто становятся молчаливым, застенчивым и нерешительными. Плюс невозможность выбора любой профессии и трудности при знакомстве с противоположным полом. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и “выговорится”.

Для предотвращения этих неприятностей необходимо обратиться к логопеду в самом раннем возрасте – одновременно с появлением или задержкой первых слов у ребенка. Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.

Как понять, что у ребенка все в порядке или есть повод обратиться к специалисту?

В 1 год ребенок должен говорить 8-10 слов. В 1.5 года появляются фразы из 2-3 слов, в 2 года – фраза более развернутая. Если в год малыш не произносит ни слова или к 2-м годам у ребенка не составляются слова во фразы – непременно обращайтесь к невропатологу, логопеду.

В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на “кашу во рту”, – все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые требования.

В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий “правильности” развития. Родители привыкают к неправильной реи своих детей, и мама, конечно, сможет “перевести” детскую тарабарщину на нормальную речь. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужна помощь. Если в 4 года ребенок искажает звуки, меняет их местами или в 5 лет звуки пропускает – нужно обращаться к логопеду. В 5 лет ребенок еще может не выговаривать “р”. А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношения и использование падежей, умение связано и грамотно говорить.

Причины речевых нарушений множество. Что вызвало нарушение речи в вашем случае, определит точно только опытный логопед. Возможно, потребуется и консультация невропатолога, ортодонта, отоларинголога, а также сурдолога, который обследует слух вашего. Ведь слабый слух также может быть причиной недостатков реи и плохой успеваемости. Небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих. А между тем, возникнув в раннем возрасте и оставшись незамеченным, он может трагично отразиться на судьбе ребенка.

Всего этого можно избежать, если недостатки слуха будут вовремя замечены.

Все речевые дефекты желательно выправить до школы, иначе ребенку грозит неуспеваемость

Разговаривайте со своим ребенком при любых видах деятельности: приготовлении еды, уборке, переодевании, играх, прогулке и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите что делают другие люди и что видит ваш ребенок .

Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите “Что он делает?”вместо “Он играет?”

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность подумать и отвечать складно на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите “Что это?” Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще.

Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь с ним каждый день.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш малыш пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Елена Бербега,

Учитель-логопед высшей категории

Наверх ↑