Воспитать лидера

Воспитать лидера

Когда мы слышим слово «лидер», у нас непременно возникают ассоциации с успешным человеком, конечно каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным. Для этого нужно прививать ему самоуважение и высокую самооценку!

Кто же такой «лидер» с научной точки зрения?

Существует более 130 определений! В наиболее широком понятии «лидер» - это человек, который берёт на себя функции управления, доминирования, имеет ведущее место в иерархии группы и способен влиять на эту группу больше, нежели кто-нибудь другой. В словаре практического психолога понятие «лидер» определяется как «член группы, за которым она признаёт право принимать решения в значимых для неё ситуациях, которые касаются их интересов и определяют направление и характер деятельности всей группы», то есть лидер – авторитетный человек, который играет доминирующую роль в организации деятельности т регулирования отношений в группе.

« Лидерство» - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе

Среди существующих на сегодняшний день концепций лидерства выделяют такие:

· Теория лидерских ролей (Р.Бейлс) основывается на представлении функций «профессионала», лидера, ориентированного на решение деловых проблем и тех функций, которые решают проблемы межличностных отношений.

· Теория черт лидерства базируется на представлении того, что каждому лидеру должны быть присущи особенные «лидерские» черты и способности.

· Харизматическая концепция лидерства предполагает, что лидерство присуще отдельным выдающимся лицам, даётся как дар, как специфическая форма гениальности.

· Интерактивная теория лидерства определяет, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Вопрос о том, кто конкретно возьмёт на себя лидерство, определяется наличием у кандидата индивидуальных качеств, в частности коммуникативных, а также характером и содержанием деятельности.

· Ситуационная теория лидерства говорит о том, что лидерство – это в первую очередь продукт той ситуации, которая сложилась в группе.

· Синтетическая (или комплексная) теория акцентирует внимание на взаимосвязь основных составляющих процесса организации межличностных отношений (лидер – последователь – ситуация), в которой осуществляется лидерство.

Учитывая большое количество теорий, определиться в преимуществе той или другой оказывается непростой задачей. Наиболее приемлемыми формулировками являются «лидер, ориентированный на задание», и «лидер, ориентированный на группу».

Многие родители впервые всерьез задумываются о проблеме детского лидерства только тогда, когда их дети достигают подросткового возраста. А ведь начинается всё с самого рождения. Теории, которые мы рассмотрели, показывают разные подходы к лидерству, мы склонны к тому, что лидером можно родиться, но лидером можно и стать. В итоге, приходим к тому, что всё начинается с семьи.

Стремление лидировать – одно из проявлений эгоцентризма, с которым появляются на свет все здоровые дети. Задача старших – помочь детям найти деликатный баланс, когда самооценка и самоуважение становятся важными составными их эмоционального настроя, но не заглушают здравой самокритики, и стремления к совершенствованию.

Психолог из центра семейного воспитания в Гастонии, штат Северная Каролина, Джон Роузмонд рекомендует прививать детям три главных качества – уважение, находчивость и ответственность. Лидером становится лишь тот, кто старается понять и выполнять общепринятые правила, кто и в случае неудачи не бросает начатое дело, не боится ответственности за то, что делает.

Задатки лидера в ребёнке нужно культивировать с детства – хвалить за успехи, подбадривать при встрече с препятствиями, поддерживать в моменты неудач, проявлять доверие и оказывать поддержку при попытках ребёнка практиковаться в новых умениях.

Навыки лидера нужно совершенствовать на деле. Поощряйте желание ребёнка занять ведущую роль в игре, не ущемляйте его исследовательские способности. Поощряйте публичные выступления ребёнка – рассказ стихов перед гостями, выступления на утренниках. Дома вы можете подсказать ребёнку, как нужно говорить, с какой интонацией, откорректировать жестикуляцию. Перед выступлением можно потренироваться перед зеркалом, чтобы ребёнок увидел себя со стороны.

Большой показатель в лидерстве – игры, которые как лакмусовая бумажка способны показать родителям, какой личностью вырастет их ребёнок. Особенно очевидно это становится с трёхлетнего возраста, когда дети начинают играть друг с другом и выбирают для себя определённую роль. Энергию детей следует тактично направлять в созидательное русло, помогать им совершенствовать сои лучшие качества и работать над искоренением скверных наклонностей.

Ещё раз напомним, что всё начинается с семьи. С того примера, который вы подаёте своим детям. Если ваш ребёнок увидит, что вы недоброжелательно относитесь к людям, не ждите, что он будет к ним проявлять доброжелательное отношение. Если вы недобросовестно относитесь к своим обязанностям, бесполезно говорить ребёнку об ответственности.

Некоторые советы при воспитании лидера:

  •  Избегайте чрезмерной похвалы, похвалы за любые действия – «перехваленные» дети теряют ориентиры, их самолюбие развивается непропорционально природным данным, дальше в жизни они ожидают похвалы, а получают насмешки.
  •  Не проецируйте на ребёнка собственные ожидания. У ребёнка могут возникнуть искажённые представления о родителях – «вам нужен не я, а мои достижения».
  •  Поверьте природе и своему ребёнку. Развивайте у него те качества, которые подарила ему природа. Как говорится, «не перегибайте палку».

Тест «Ваш ребёнок – лидер или тихоня»?

1. Как ведёт себя ваш малыш, если друг забирает у него игрушку, с которой он играет?

A Впадает в ярость и силой отнимает игрушку у своего друга;

B Берёт другую игрушку или смотрит, как играет его друг;

C Просит вернуть игрушку;

D Плачет и бежит к вам за помощью;

E Просто плачет.

2. Вы спрашиваете малыша, куда бы он хотел пойти или чем заняться, что он отвечает?

A Посмотреть мультики;

B На улицу погулять с друзьями;

C В парк или лес;

D Не знает, что выбрать;

E Готов прислушаться к вашему мнению.

3. Какой ваш подарок, например, на Новый год, понравился малышу больше всего?

A Солдатики; кукольный дом с мебелью;

B Головоломки, книги, мозаика;

C Радиоуправляемая машинка; механический робот, кукла; кассеты с мультиками;

D Карнавальный костюм (набор «ниндзя», «принцессы»), мягкая игрушка;

E Футбольный мячи велосипед, санки, роликовые коньки.

4. Что малыш просит у вас на День рождения, Новый год или другой праздник?

A В основном игрушки, в которые можно играть одному;

B Вещи предназначенные для детей постарше;

C Его желания меняются едва ли не ежедневно;

D Вещи, которыми можно было бы похвастаться перед другими;

E Игрушку, которую он видел у своего друга или по телевизору.

5. Какие игры больше всего нравятся вашему малышу?

A Рисование, строительство из кубиков, моделирование;

B Игры с другими детьми;

C Ему нравятся разные игры, но почти все они быстро надоедают;

D Футбол, прятки, любые;

E Занятия и игры со взрослыми.

6. Как ведёт себя ваш малыш во время игры в прятки?

A Прячется там же, где его лучший друг;

B Находит самое укромное местечко;

C Долго не может найти, где ему спрятаться;

D Малыш очень обижается, если его находят;

E Прячется, совершенно не думая, видно его или нет.

7. Нравится ли вашему малышу играть с детьми старшего возраста?

A Нет, но он с любопытством наблюдает за ними;

B Да, он даже может дать достойный отпор, если старшие дети начинают обежать его;

C Недолго, вскоре ему становиться скучно;

D Да, даже больше, чем с ровесниками, если старшие дети относятся к нему, как к равному;

E Да, когда все играют в его любимые игры.

8.Какую команду предпочитает ваш малыш для игры?

A Ту, в которой его друзья;

B Более слабую команду;

C Он любит менять одну команду на другую;

D Команду, где его признают лидером;

E Ему всё равно, в какой команде играть.

9. Что делает ваш малыш, если ему дарят мяч?

A Скоро забывает о нём;

B Тут же берёт его на детскую площадку и устраивает футбольный матч;

C Доволен и готов играть в мяч даже дома, но может забыть его на улице;

D Иногда может дать поиграть в мяч друзьям, а может и отказать;

E Благодарит за подарок, но не знает, как им играть.

10. Дерётся ли ваш малыш, когда играет с другими детьми?

A Нет, он никогда не ударит первым, а вот другие его иногда обижают;

B Да, он дерётся с другими детьми, даже если они старше и сильнее его;

C Обижает тех, кто младше его;

D Дерётся только с забияками;

E Почти никогда не вступает в споры с другими.

Результаты теста

(большинство ответов)

А-группа

У вас мягкий, спонтанный и воспитанный ребёнок. Хорошо, что ему нравятся игры, развивающие творческие и умственные способности… Но Вам необходимо объяснить, что не стоит слишком углубляться в себя, вокруг так много нового и интересного, что ещё только предстоит узнать. Чуть больше энергии, решимости и задора помогут ему добиться хороших успехов в жизни.

В-группа

Ваш малыш потенциальная «гроза округи».

Возможно, что Ваш ребёнок со временем может стать «трудным». Но с другой стороны, он в любой ситуации сумеет постоять за себя. В душе он хороший малыш и, если бы не излишняя агрессивность, он мог бы стать лидером в своей компании. Ваша задача научить малыша обдумывать свои поступки и с уважением относиться к другим.

С-группа

У вас неспокойный и легковозбудимый ребёнок. Трудно предсказать, как он себя поведёт в следующий момент. Ему нравятся игры, связанные с опасностью, он большой оригинал и любитель приключений. Но вот чего ему не хватает, так это постоянства. Порадуйтесь его жизненной энергии, но научите концентрировать внимание на каком-то одном занятии. И не уступайте его капризам.

D-группа

Ваш ребёнок настоящий лидер. Энергия бьет из него ключом. Он любит бороться и побеждать, но готов смириться и с поражением, если другой выиграл честно. Однако, малыш может быть очень упрямым: если ему чего-то хочется он будет плакать, кричать, требуя своего. Не идите у него на поводу в таких ситуациях, к тому же научите его думать не только о себе, но и о других.

Е-группа

Сентиментальный и чувствительный ребёнок. Он трогательно относиться к своим вещам, так что не удивительно, если его любимая игрушка будет храниться вплоть до его свадьбы. Ему нравятся мягкие зверушки, потому что о них можно позаботиться. Малыш всё принимает близко к сердцу, поэтому относитесь к нему внимательно и в то же время учите его быть более самостоятельным.

Наверх ↑