Веселая гимнастика

Веселая гимнастика

Современные мамы и папы прекрасно знают, какое негативное влияние оказывает окружающая среда на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, чистый свежий воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых — все это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное. Ограничение естественной подвижности, недостаточная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказываются как на здоровье малыша, так и на формировании его личности.

Недостаток двигательной активности помогают восполнить специальные занятия. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения родительских рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослым.

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека. Темпы развития отдельных органов, систем и всего организма неодинаковы в различные периоды развития.

Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка.

Необходимо помнить, что:
- защитная функция кожи у детей выражена слабее, она часто инфицируется и легко ранима;
- костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения;
- мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23—25% веса тела, в то время как у взрослого — около 42%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей;
- костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличается «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой, нежные и поэтому легко ранимы.

Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа. Реакция организма на массаж различна и зависит от применяемых методов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание — расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание — вызывают повышение мышечного тонуса. Под влиянием массажа ускоряется кровяной и лимфоток, обменные процессы, выделения продуктов метаболизма. При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАССАЖА

Температура воздуха в комнате, в которой проводят массаж, должна быть не ниже 22—24оС, комната хорошо освещена. Руки «массажиста» должны быть теплыми, сухими, с коротко остриженными ногтями, не должны иметь колец и других украшений. Стол, на котором проводят массаж, должен быть покрыт одеялом и чистой пеленкой. Массаж выполняют без применения каких-либо присыпок, смазывающих веществ. После завершения массажа ребенка необходимо одеть в теплое, сухое белье для сохранения тепла. Массаж проводят после кормления, но не ранее чем через 1—1,5 часа, или перед кормлением. После массажа ребенок должен отдыхать. Продолжительность массажа 5—7 минут. Родителям, которые не владеют приемами массажа, следует сначала потренироваться на кукле. Неправильное, неуверенное выполнение массажных приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред.

Правила, которые следует соблюдать при проведенни массажа:

- Массажные движения проводят по ходу сосудов — от периферии к центру;
- В комнате должно быть тепло, во избежание изменений теплоотдачи после массажа;
- Массаж проводят в положении лежа на столике; Прямые лучи света не должны падать в глаза ребенка;
- При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков (особенно в области печени, почек, позвоночника);
- При проведении массажа живота следует щадить область печени;
- При проведении массажа спины исключаются приемы похлопывания, поколачивания области почек.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ МАССАЖА

Массаж можно начинать с 2—3 недельного возраста. Положение ребенка — лежа ножками к «массажисту», при массаже спины — на животе. Начинают массаж с поглаживания. После исчезновения физиологического гипертонуса мышц рук добавляют растирание мышц сгибателей и разгибателей, чередуя его с поглаживанием. При исчезновении физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей добавляют кольцевое растирание.

Противопоказания к проведения массажа:

- Острые инфекционные заболевания.
- Рахит в период разгара с явлениями гиперестезии.
- Различные формы геморрагического диатеза.
- Паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью и ущемлениями.
- Врожденные пороки сердца с выраженным цианозом и расстройством комплексации.
- Гнойничковые, острые заболевания кожи.

ПОГЛАЖИВАНИЕ НОГ

Проводят в положении лежа на спине. Левую ножку ребенка кладут на ладонь левой руки, а правой рукой производят поглаживание наружной и задней поверхностей голени и бедра по направлению от стопы, к бедру обходя коленную чашечку снаружи, избегая толчков в области коленного сустава. При массаже левой ножки ее держат левой рукой, а массажируют — правой. Движения повторяют 5—8 раз.

ПОГЛАЖИВАНИЕ РУК

Поглаживание проводят в положении ребенка на спине, ножками к массажирующему. При этом большой палец левой руки вкладывают в правую руку ребенка и слегка ее приподнимают, а правой рукой выполняют поглаживание внутренней и наружной поверхностей предплечья и плеча в направлении от пальчиков к плечу. При массаже левой руки ребенка положение рук массажирующего изменяется. Движения повторяют 6—8 раз.

МАССАЖ СТОП

Ножку ребенка кладут между большим и указательным пальцами. Проводят поглаживание и растирание указательным и средним пальцами правой руки от пятки к пальцам и круговые движения. После 3-х месяцев включают похлопывание, которое выполняют тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего) правой руки по ступне ребенка. Движения повторяют 3—7 раз.

ПОГЛАЖИВАНИЕ ЖИВОТА

Проводят в положении лежа, на спине. Сначала выполняют поглаживания живота по часовой стрелке ладонью и тыльной стороной кисти, не надавливая на область печени. Затем производят поглаживание и растирание подушечками и II-IV пальцев правой кисти по ходу толстого кишечника. После этого осуществляют растирание косых мышц живота, при этом большие пальцы распологаются у мечевидного отростка грудины и скользящими движениями двигаются к позвоночнику и обратно. Движения повторяют 3—5 раз.

ПОГЛАЖИВАНИЕ СПИНЫ

Для массажа спины ребенка поворачивают на живот, ножками к массажирующему и производят поглаживание вдоль позвоночника. Позвоночник не массажируют. Поглаживание выполняют от ягодиц к шее одной и двумя руками ладоней и тыльной поверхностью кисти. Если ребенок не может спокойно лежать на животе, то поглаживание выполняют одной рукой, а другой — придерживают ножки ребенка. После трех месяцев включают приемы: растирание, разминание и похлопывание мышц спины, рук и ног.

Наверх ↑