Советы ортопеда

Советы ортопеда

Здоровье детей дошкольного и школьного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено и зависит от таких факторов: состояние окружающей среды, здоровья родителей и наследственности, условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значительными факторами, формирующими здоровье указанного детского контингента, являются система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи.

Школьное образование в нашей стране уделяет особое внимание здоровью учащихся. Регулярно проводятся мероприятия по вакцинации против гриппа и других инфекционных заболеваний, устраиваются различные диспансерные мероприятия. Большое внимание министерство образования совместно с министерством здравоохранения уделяют проблемам стоматологии, проверке органов зрения и слуха школьников. Однако бюджетные средства, а также возможности районных детских поликлиник явно недостаточны для проведения широкомасштабных работ по диспансеризации учащихся.

Анализ результатов ежегодно проводимых профилактических осмотров детей показывает их низкую эффективность. При высоком общем охвате осмотрами патологические состояния и заболевания среди осматриваемых детей выявляются в несколько раз реже, чем при целевых выборочных углубленных обследованиях детей. Сложившаяся система профилактических осмотров не позволяет выявлять начальные стадии хронических заболеваний.

Внимание, которое школа и родители должны уделять нарушениям развития опорно-двигательной системы детского организма, не всегда находится на должном уровне. Причины невнимательности родителей к здоровью своих детей приводят к тяжелым последствиям и могут быть вызваны простой невнимательностью, отсутствием необходимых для коррекции имеющихся отклонений средств, непониманием того, что выявленные отклонения могут являться как следствием серьезных заболеваний других органов, так и их причиной.

Одним из параметров, подлежащих диспансеризации в обязательном порядке, является проверка опорно-двигательной системы у детей. Нарушения развития опорно-двигательного аппарата у детей и подростков могут привести к формированию различных ортопедических заболеваний, которые, если вовремя не обратить на них внимание, очень трудно поддаются коррекции и лечению.

Проблема нарушений осанки у детей беспокоит врачей и педагогов на протяжении уже не одного столетия. Еще в 60-70-х годах XX века вопросам диагностики, профилактики и коррекции нарушений осанки и заболеваний позвоночника уделялось большое внимание. К сожалению, многое хорошее и нужное сегодня забыто. Если даже в Киеве далеко не в каждой поликлинике есть ортопед, то о сельских медицинских учреждениях и говорить не приходится.

По данным ВОЗ, 80% населения страдают различными заболеваниями опорно-двигательной системы. Нарушения осанки, отклонения физического развития имеют место у 60% детей дошкольного возраста, у 75-80% младших школьников и практически у 97% детей выпускных классов общеобразовательных и специализированных школ.

Каждый хочет видеть своего ребенка здоровым, сильным, жизнерадостным, стройным и красивым. Кто не любовался выправкой военного или спортсмена! Развернутые плечи, строен торс, голова красиво откинута назад… Вот бы всем такую осанку! Однако выработка и закрепление правильной осанки — длительный процесс. У детей правильную осанку необходимо воспитывать с раннего детства и в этом нельзя ослаблять внимание до 18 лет.

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, определяется способностью без напряжения держать прямо корпус и голову. Зависит осанка от положения позвоночника, который удерживается мышечно-связочным аппаратом в строго вертикальном положении.

Бороться за правильность телосложения необходимо не только из эстетических соображений. При неправильной осанке страдает психическое и физическое развитие детей, снижается сопротивляемость организма к заболеваниям.

Как выработать правильную осанку у детей?

Заботиться об этом необходимо с рождения ребенка.

Не следует класть грудного ребенка на мягкую перину. Очень вредно преждевременно сажать ребенка в подушках. С 3-месячного возраста надо чаще укладывать детей на живот.

До 9-месячного возраста не торопитесь ставить малыша на ноги, придет время и он побежит сам. Не рекомендуется носить детей постоянно на одной и той же руке. При прогулке с ребенком лучше не вести его за руку, а придерживать за широкую ленту, пропущенную через подмышечные области. Это предохраняет его не только от падений, но и от перекоса позвоночника. Ребенку необходимо обеспечить свободу движений, чтобы он больше двигался и меньше сидел.

При воспитании детей нельзя забывать о физической профилактике нарушений осанки. Поэтому с 2-3-летнего возраста надо учить ребенка правильно сидеть на стуле, за столом, ходить, откинув голову, сблизив лопатки и подобрав живот, стоять с опорой на обе ноги, а не на одну. Постарайтесь приучить ребенка спать на животе или на спине, на жесткой постели с низкой подушкой. Не способствует формированию правильной осанки привычка сидеть, подложив под себя ногу, чтение лежа на боку, занятия письмом или рисованием, свесив локоть со стола.

Необходимо помнить и о том, что заложенный в детстве правильный стереотип осанки может быть впоследствии нарушен неправильным распределением нагрузки при учебе в школе или нагрузками, неадекватными физическому состоянию мышечно-связочного аппарата.

По литературным данным, известно, что 96% из всех отклонений от нормальной осанки у детей школьного возраста связано с дисфункцией и патологическими процессами, происходящими в скелетной мускулатуре, и 4% приходится на долю врожденного сколиоза и кифоза (Я. Л. Цивьян,1972 г.).

Позвоночник ребенка не только выполняет свои функции, но и находится в постоянном развитии, которое могут задерживать чрезмерные нагрузки. До тех пор пока идет рост позвоночника, основная нагрузка падает на мышцы. Чем лучше развиты мышцы, тем в лучших условиях находится позвоночник. Нагрузки же на позвоночник ребенка в повседневной жизни резко возросли. Наши дети вынуждены почти постоянно сохранять позу сидя. Это и школьные уроки, факультативы, кружки, домашнее задание, сидение у телевизора и компьютера. В то же время относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость мышц, невысокая их статическая выносливость и недостаточное развитие нервных двигательных центров не позволяют длительно выдерживать одну и ту же позу.

Конечно, причина сколиотической деформации не только в осанке. Имеют значение и генетика, и экологическая обстановка, и другие факторы. Ученые еще не ответили полностью на вопрос о причинах этого заболевания. Но точно известно, как помочь скелету правильно формироваться. Не зря символом ортопедии является кривое дерево, привязанное веревками к прямому столбу. В таком положении юный побег непременно вырастет прямым.

Вспомним: если растущий огурец поместить в сосуд хитрой конфигурации, он примет форму этого сосуда. Так и с человеком.

Если с раннего детства мышцы заставить работать в правильном режиме и организмом «руководить» со знанием дела, то можно не допустить развития многих заболеваний опорно-двигательного аппарата.

На что же взрослым обращать внимание ребенка?

Прежде всего, как ребенок сидит за столом. Прямо ли держит спину, на одном ли уровне расположил плечи, локти. Между прочим, наши предки заставляли своих детей правильно сидеть с помощью палки-аршина, которую вставляли под локти за спину.

Отсюда и поговорка: «Сидит, как аршин проглотил». За посадкой ребенка важно следить всегда, не допуская первых признаков появления искривлений. Если ребенка не поправлять, сам он сегодня сядет так, как ему удобно, завтра он уже не сможет сесть правильно, мышцы привыкнут к порочной установке и повлекут за собой позвоночник, формируя патологическую осанку.

Слабые мышцы ребенка, в первую очередь, мышцы спины, легко утомляются. Не имея достаточной поддержки мышц, ребенок сильно сутулится и опирается грудной клеткой о живот, органы которого поддерживаются тазом и брюшной стенкой, в связи с чем ребенок вынужден постоянно прислоняться к опоре для облегчения работы мышц.

Слабое физическое развитие ведет к нарушению осанки. Нарушение осанки, в свою очередь, затрудняет работу внутренних органов, ухудшая здоровье и задерживая развитие ребенка.

Наш образ жизни требует не только сильных мышц, но и мышц, способных длительное время поддерживать статическое напряжение. Такую способность мышц следует развивать с детского возраста. С этой целью рекомендуется систематическое включение в уроки физкультуры упражнений статического характера.

Несколько слов об анатомии стопы

Стопа, с одной стороны, принимает на себя вес тела человека и передает его на опору. С другой стороны — воспринимает толчки от опоры и амортизирует их. Такие функции диктуют необходимость сочетания прочности и эластичности. И действительно кости стопы соединены большим количеством суставов, связок и мышц, образуя крепкую, сводчатую постройку. В стопе различают пять выпуклых продольных сводов (по числу плюсневых костей) и один поперечный. Опорными точками продольных сводов являются пяточная кость и головки плюсневых костей (у начала пальцев). Своды обеспечивают пружинящее действие стопы, то есть являются рессорой. Здоровая, прочная рессора способна более чем на 80% гасить толчки от опоры, предохраняя от них расположенные выше части тела, в том числе позвоночник.

При утомлении мышц связки стопы растягиваются и своды ее уплощаются. При этом возникает чувство усталости и нередко боли в стопах, голеностопных суставах и мышцах голени. От того, что свод не полностью гасит удар стопы о землю, ударная волна бежит по ноге к колену, тазобедренному суставу — и дальше по всему позвоночнику. За долгий срок постоянной ходьбы на «плоских» стопах тысячи этих незначительных ударов травмируют весь опорно-двигательный аппарат человека — появляются боли в суставах, спине, шее, голове. Можно долго лечить остеохондроз, пить таблетки от головной боли, но без компенсации плоскостопия хроническая травма позвоночника будет продолжаться. Нередко пациенты обращают внимание на появление огрубевшей кожи на подошвенной поверхности стопы, а иногда и появление болезненных наростов (натоптышей). А появляются эти твердые кожные наросты из-за того же уплощения свода стопы: давление не распределяется по ней равномерно, а концентрируется на «подушечках» перед пальцами или пятках.

Что нужно знать о плоскостопии?

Первые симптомы плоскостопия Вы можете заметить сами:

  • старая обувь стоптана внутрь
  • ноги быстро утомляются при ходьбе
  • часто возникают боли в ногах, судороги, чувство тяжести
  • женщинам очень трудно ходить на каблуках и т.д.

При более застарелом плоскостопии боли проходят, так как организм адаптируется, но развиваются более серьезные заболевания.

При появлении первых симптомов развивающейся патологии стопы важнейшую роль в своевременном лечении и профилактике дальнейших осложнений играет врач-ортопед.

Одни люди рождаются с плоскостопием, у других оно развивается из-за ослабления мышц и связок стопы. Важным моментом в лечении и профилактике плоскостопия играет качественная и комфортная обувь. Очень важным условием лечения является отказ от ношения обуви на высоких каблуках (более 4-5 см).

Современная ортопедия обладает огромным диагностическим потенциалом, это не только визуальный осмотр, а также и диагностическая плантография, плантоскопия, тензометрия, рентгенография, лазерометрия и др.

Смягчить разрушительное влияние плоскостопия на организм помогут специальные ортопедические стельки. Если плоскостопие выражено слабо или его нет – они амортизируют шаг, предохраняют кожу стопы от повреждений. В более серьезных случаях нужны стельки индивидуальные, изготовленные под конкретные проблемы конкретной ноги. Выглядят индивидуальные стельки более «фигуристо»: тут и выпуклые супинаторы, поддерживающие продольный и поперечный своды, и прогибы в тех местах, где на стопе есть натоптыши, и приподнятая пятка, если нужно компенсировать разницу в длине ног или смягчить область пяточной шпоры.

Детское плоскостопие

На стопы люди почему-то вообще мало обращают внимание. Не идут к врачу до тех пор, пока они чуть не вывернутся в обратную сторону или не начнут сильно болеть. Ребенок не может обратить внимание на неправильно формирующуюся стопу. Она у него не болит. Организм компенсирует неполадки в ней за счет других мышц. Боли появляются (а это уже грозный симптом), когда скелет окостенеет, и у организма кончаются силы обеспечивать нормальное передвижение. К этому времени успевают пострадать и коленный, и тазобедренный суставы, развиться патологическая осанка. С плоскостопием связано развитие и варикозного расширения вен. Помочь больным на этой стадии бывает уже сложно. Требуется продолжительное специальное лечение, а то и хирургическое вмешательство.

Вот почему родителям так важно следить за правильным формированием стопы ребенка. Прежде всего, нужно выявить, есть ли у него предрасположенность к плоскостопию, правильно ли установлена стопа. Смочите стопы ребенка водой. Пусть он встанет на лист бумаги обеими ногами. Если в середине стопа отпечатается на одну треть своей ширины, значит пока у него все нормально. Если отпечатается больше или даже полностью, это уже крайне плохо. Неправильную установку стопы можно заметить и во время ходьбы малыша. Если он обувь снашивает с внутренней стороны, стопа точно нуждается в лечебно-профилактических мероприятиях. Каких? Прежде всего, в обувь вложите стельку-супинатор (это полезно, даже если и нет плоскостопия). Она имеет выкладку продольного свода и не дает стопе выворачиваться вовнутрь. Стельку нужно покупать не на рынках и не в обувных магазинах. Сейчас развита сеть специализированных ортопедических мастерских, магазинов, кабинетов, где врач-ортопед ее подберет профессионально.

Чтобы предупредить развитие плоскостопия, полезен гимнастический комплекс для стопы. Все движения стопой (сгибание, разгибание, вращение в обе стороны, собирание пальцами стопы полотенца, положенного на пол, попытка поднимать при помощи пальцев карандаш с пола и множество других), рассчитанные на 5-10 минут, чрезвычайно полезны. Они развивают связочный аппарат стопы. Так же полезен стопе и массаж. И не нужно при этом бежать к массажисту. Для этой цели сейчас существует множество простейших приспособлений: обычные бухгалтерские счеты и подобные им роликовые дорожки, мячики, «ежики», роликовые палки, коврики с резиновыми шипами и т.д.

Вот такие простые меры помогут предупредить возникновение грозных ортопедических заболеваний у Ваших детей.

Наверх ↑