Совершенствуем речь — познаем мир

Совершенствуем речь — познаем мир

Сегодня мы поговорим о том, как можно использовать рисунки и иллюстрации в детских книгах для развития психических процессов ребенка: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и связанных с ними важнейших видов деятельности. Во время общения взрослого с ребенком на тему рисунков, а также совместного выполнение разных заданий и упражнений, активно развиваются интеллектуальное, моральные, эстетические, волевые качества все это в конечном итоге и формирует уникальную неповторимость каждой личности — ее предпочтение, интерес, способности. Сам процесс общения является благоприятной возможностью для установления взаимопонимания, формирование положительного отношения ребенка к самому себе и другим людям.

— Для чего же?

— Кому это может понадобиться?

Слова-действия, адекватные ситуации:

— Что там умеют делать? (Глагол в неопределенной форме).

— Что я делаю вместе с героем? (Изменение глагола по временам, лицам, числам) в том случае, если вы прибавляется такие слова как МЫ, ОНИ, ОН, ОНА.

Вы заметили, как естественно вы работаете с ребенком над грамматикой речи? Продолжим. Наверняка у вас найдется много предметных рисунков. Выберите из них те, которые подходят к теме разговора. Составьте «тематическую паутинку слов». Объясните свой выбор:

— Как предметы связаны между собой?

— Мы вспомнили, рассказывали, называли...

— Их связывает, объединяет....

— И то, и это... (обобщающее слова).

Проанализируйте с ребенком, как грамматика помогает дополнить содержание наших представлений о предмете:

— Можно ли изменить слово так, чтобы оно означало маленькое, очень маленькое, большое, очень большое качество предмета?

А сейчас произнесите эти слова так, чтобы все ощутили, насколько изменились упомянутые предметы. Скажите эти слова так, чтобы мы почувствовали и поверили в то, что речь идет о больших или очень маленьких предметах. Задача состоит в том, чтобы наглядно увидеть взаимосвязь: изменилось слово, его звучание и сам предмет.

Обсудите с ребенком, как слова и их звучание взаимосвязаны между собой. С помощью слов можно описать предмет или явление, рассказать о его состоянии и особенностях. Они позволяют нам дополнить рассказ о предметах и благодаря нашему воображению. Постепенно ребенок сможет осознать взаимосвязь между действительностью, языком и речью. А пока он еще приобретает практический опыт для такого анализа. Речь ребенка — словесное выражение его мыслей, продукт творческой деятельности. Самое главное в этом процессе — понимание ребенком отношений между участниками ситуации общения и смысловым назначением речи. То есть ребенок должен научиться выделять предметное и смысловое содержание речевого общения: КТО? КОМУ? ЧТО и ЗАЧЕМ, т.е. для чего говорит.

Поупражняйтесь вместе с детьми в оформлении различных высказываний: просьбы, разрешения, совета, согласия, возражения, уточнения, признательности, удивления, сомнения, требования, приказания, указания, запрета, предупреждения, негодования, вопроса, предложения, предостережения, одобрения, благодарности. Попробуйте уловить разницу в обратном реагировании людей, когда вы произносите различные по форме высказывания!

Еще раз подчеркнем, что процесс развития речи ребенка обусловлен активностью общения с ровесниками и взрослыми. Именно потребность в общении направляет его внимание к новым сторонам действительности, познанию мира людей и их отношений, миру природы, предметно-практической или художественной деятельности. Что естественно влечет за собой необходимость овладения новыми средствами, которые позволяют реализовать новые цели. Создаются предпосылки для расширения лексики ребенка, усвоения им развернутых форум высказывания своих мыслей и переживаний.

Следует понимать, что для развития речи ребенка недостаточно предлагать упражнения и задачи только на усвоение разнообразного языкового материала. Необходимо ставить перед ребенком новые задачи общения, которые потребует от него активной работы, связанной с поиском, применением и творческим преобразованием средств коммуникации, адекватных новым задачам познания и общения с окружающим миром. Комплексная работа с рисунком требует от ребенка проявления социальной и интеллектуальной активности, поскольку в центр внимания ставятся вопросы, как действовать, почему, с какой целью. При этом условии коммуникативно-речевые действия детей приобретают качества осмысленности, целенаправленности, произвольности, что в целом и развивает способность ребенка применять язык для общения и познание окружающего мира.

Наилучший для каждого ребенка уровень развития речи дает ему возможность выбора вида деятельности и построения своей жизни, ощущение своей ценности и значимости, развитие человеческого достоинства, интереса к людям.

Искренне желаем вам радости от совместных успехов в развитии вашего малыша!

Т.А. Пироженко

Институт психологии им. Г.С.Костюка

АПН Украины, доктор психологических наук

Наверх ↑