Школы разные нужны...

Школы разные нужны...

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ (от лат. alter — другой), «свободные школы», в странах Западной Европы и США неполные и полные средние школы, действующие параллельно или вместо обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися. Возникли в конце 60-х г. ХХ века в рамках педагогических движений, противопоставляющих себя авторитарному воспитанию.

Оразоване и воспитание в средней школе строится на прочном фундаменте классно-урочной системы, которая не всегда соответствует реалиям сегодняшнего дня. Альтернативную школу искали и строили в разные времена.

Альтернативные школы представлены различными типами:

 «открытые школы» (без разделения на традиционные классы);

 «школы без стен» (ориентировка на широкое использование местной общины);

 «учебные центры» (специализированные учебно-производственные комбинаты, открытые для всех школьников и посещаемые ими по выбору);

 «магнитные школы» (учебные центры для углубленного изучения конкретной области знания);

 «уличные академии» (не дополняют обычное образование, а обеспечивают среднее образование молодежи, по разным причинам, как правило социальным, его не получающей).

Альтернативное образование даже для экономически процветающих стран остается чем-то вроде «концепт-кара», яркого и недоступного. О нем говорят и спорят, причем не только эксперты и Нобелевские лауреаты, но и сами учащиеся. Эксперты отмечают, что новое поколение стало более религиозным и консервативным, уровень затрат на одного учащегося за последние сорок лет увеличился, в то же время оценки почти не изменились. Все чаще школьники стреляют и убивают друг друга. Значит, дело тут не в деньгах — дело в системе образования, которая что в Украине, что в США, что в Японии осталась почти такой же, что и после войны.

Что же такое альтернативное образование

Альтернативные подходы в образовании существуют уже более 200 лет. Например, в США, первые альтернативы в образовании возникли еще в эпоху прибытия первых переселенцев. Само понятие альтернативного образования используется с этого времени, для того чтобы описать различные программы и подходы.

Вообще, альтернативное образование приходит к нам из-за понимания того, что все люди помогут стать образованными. Это общий интерес всего общества, и различные сообщества в нем делают возможным для каждого человека найти для себя такое окружение, в котором он может обучаться. Только через участие человек может получить общее образование, которое подготовит его к жизни в обществе.

Следовательно, альтернативное образование означает включение множества стратегий и возможностей школьной системы, для того, чтобы каждый молодой человек нашел путь к знаниям.

В школьной системе может быть выделено три направления альтернативного образования:

 альтернативные школы: общественные и частные;

 альтернативные программы для получения образования в тех же школах;

 стратегии обучения, поддержка, которые ускоряют развитие студентов, их социализацию и успехи в учебе и карьере.

В литературе существует общее определение трех категорий альтернативных программ — это теоретически обоснованное признание того, что все студенты могут обучаться, если им предложить правильное окружение, которое соответствует их потребностям. Это альтернативные дисциплины для учащихся, имеющих разрушительные наклонности, основанные на изменении их поведения. Эти дисциплины преследуют цель изменить учащихся таким образом, чтобы развить их способность к компромиссу, вернуть их в обычные школы. Это также терапевтические программы, которые направлены изменить поведение путем наставлений и советов.

Определен ряд характеристик успешных программ альтернативного образования. Наиболее значимые их черты:

 культура или климат;

 организационная структура;

 учебный план и преподавание;

 их связь с другими программами и услугами.

Эти программы могут весьма отличаться, и все же наиболее успешные из них имеют ряд общих черт. Это подтверждается и множеством исследований.

Альтернативное образование — историческая перспектива

Последние 20 лет поиск альтернатив для «трудных» учащихся был постоянным приоритетом.

Исследования, опросы и дискуссии о школьных проблемах с учителями и общественностью неизменно ставят тему «трудных учеников» во главу угла.

Цена их разрушительного поведения также хорошо известна. Американская Федерация Учителей подсчитала, что на каждые $1750, потраченных на обучение одного «трудного ученика» в альтернативной школе, выгода для общества составляет $18000, учитывая экономию средств на репетиторов для остальных учеников, расходы на содержание смутьянов в тюрьмах, социальную помощь и т.д.

Подсчитано, что в Австралии ежегодно расходуется $1,6 миллиарда из-за молодежной преступности. Понимание размеров этого вреда подтолкнуло школы и общины многих регионов создать программы альтернативного образования для таких студентов. Например, в штате Вашингтон число альтернативных школ, созданию которых способствовали власти штата, выросло с 44 в середине 70-х до 180 в 1995.

С появлением в 1975 году Закона о лицах с ограниченными возможностями в образовании (IDEA), все районы в Соединенных Штатах должны создать адекватные возможности для обучения всех лиц с особыми потребностями для получения образования. Благодаря растущему вниманию к обучению учеников, плохо успевающих в обычной школе, был разработан ряд моделей альтернативного образования.

Еще одно направление педагогического творчества связано с развитием фундаментальной науки. Живая эвристика и непосредственное приобщение воспитанников к взрослой проектно-исследовательской деятельности явились ключом к высоким достижениям, сумели оставить далеко позади формальные рамки общеобразовательного стандарта.

За последние 20–30 лет к программам альтернативного образования стали обращаться уже не только «трудные» учащиеся. Произошел заметный сдвиг отношения учащихся к обычному образованию, что увеличило потребность в образовании альтернативном. Вот почему оно стало предметом нашего внимания — необходимо проверить стратегии, которые могут работать, чтобы учесть потребности учащихся с пониженной заинтересованностью в учебе. Оно не может заглядывать далеко в прошлое, поскольку нацелено в день сегодняшний и наше будущее.

Наверх ↑