Самооценка подростка

Самооценка подростка

Подростковый возраст — время второго рождения личности. И рождение это, увы, не обходится без мук... Да, мир подростка сложен, противоречив, полон ежедневных, ежечасных перемен, но он открыт для понимания. Быть понятым — самое первое, чего хотят подростки, а мы хотим понять их.

Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют подростками: страстный интерес к внешнему миру и столь же страстное, пристальное вглядывание в себя — в мир своих мыслей, чувств, переживаний. Интерес ребенка к своему «я» — к своим особенностям, возможностям, способностям — в каждом возрасте проявляется по-разному. На каждой ступени жизни он обогащается новым содержанием. «Я сам!» — говорит трехлетний малыш. И это значит, что он выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас это отличие самоочевидно, иначе и быть не может, но для малыша — это заметный шаг в развитии.

«Кто я?», «Каков я?», «Что я могу?» — спрашивает себя подросток и это уже иная форма и иной уровень развития самосознания.

Самосознание — сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя.

В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он — и познающий, и познаваемый. В сложном и длительном процессе развития самосознания, образа «Я» центральное место занимает становление самооценки. Психологические исследования показывают, что особенности самооценки влияют на все стороны жизни человека: на эмоциональное самочувствие и отношения с окружающими, на развитие творческих способностей и удовлетворенность работой, учебой, являясь при этом регулятором поведения человека и его действий. Что такое самооценка?

Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе и от того, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк — от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности, способности.

Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношения человека к миру.

Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Именно в семье ребенок впервые понимает, любят ли его, принимают ли его таким, каков он есть, сопутствует ему успех или неудача. А в младшем школьном возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от его успешности в учении, успеваемости (ее преимущественно определяют оценки учителей). Описывая себя, младший школьник в большей степени затрагивает случайные индивидуальные или ситуативные черты и зачастую опирается на мнение значимых взрослых: «Я болтливая», «А мама говорит, что я сильный», «Учительница сказала, что я хорошо рисую», хотя в целом характеризует себя позитивно.

К 11—12 годам у ребят начинает проявляться способность к самоанализу, развивается довольно критическое отношение к своим физическим данным и личностным качествам, наблюдается интерес к внутреннему миру, как своему собственному, так и окружающих людей. Теперь подросток не только «впитывает» внешние воздействия, оценки окружающих, он начинает их анализировать: какие-то оценки принимает, какие-то отвергает, с чем-то соглашается, против чего-то протестует. Теперь уже можно говорить о формировании у ребенка знания самого себя. Представление подростка о себе в основном складывается из следующих компонентов:

  • внешний вид;
  • физические данные;
  • сообразительность, способности;
  • свойства характера;
  • практическая смекалка.

Каково же это представление о самом себе? Родителям очень важно ориентироваться во взглядах своих детей на их собственные возможности, ведь отношение к самому себе играет очень важную роль в развитии личности, особенно в вопросе саморазвития, самовоспитания, а для подростка это чрезвычайно важно. Следует заметить, что представление ребенка о себе очень редко соответствует действительности. Справедливости ради не будет лишним помнить, что эта действительность (то есть – реальное «я» ребенка) трудноизмерима. Многие качества человека точно определить отнюдь нелегко. Проще просто уточнить отдельные черты. Ведь, это самое «я» находится в процессе непрерывного развития. Образ же самого себя в основном формируется под влиянием других людей: родителей, учителей, родственников, друзей, — и уже поэтому не всегда может соответствовать реальности.

И все же весьма желательно помочь подростку создать о самом себе правильное представление. Ведь зная свои сильные и слабые стороны, ребенок сможет научиться успешно управлять саморазвитием нужных для собственной жизни качеств, правильно понимать свои способности. Поэтому взрослые должны быть очень внимательны к проявлениям отношения подростка к самому себе. Тактично и очень осторожно, скорее опосредованно, чем в «лоб» направлять развитие полезных. Положительных качеств, предупреждая закрепление нежелательных наклонностей.

Как же разобраться в причинах того или иного представления ребенка о самом себе.

Прежде всего это зависит от отношения к ребенку окружающих. Ведь ребенок с первых шагов своей жизни впитывает мнения и оценки, высказываемые о нем другими: родными и близкими и случайными встречными. Эти высказывания не только неодинаковые, а чаще и прямо противоположные. Ребенок — мудрое создание, он выбирает то, что ему удобнее, выгоднее. Особенно запоминается то, что часто повторяется именно близкими и значимыми взрослыми. Взрослые должны следить за своими оценочными суждениями, воздер-живаться от поверхностных мнений о ребенке, которые так часто мотивированы эмоциональным раздражением, ситуативным настроением взрослого (даже если в таком настроении виновен ребенок).

Особого внимания родителей заслуживают ситуации, когда подросток не верит в свои возможности или, напротив, оценивает себя слишком высоко. Тут, прежде всего, важно трепетно отнестись к душевному состоянию ребенка. Неуверенный в себе ребенок сильнее других нуждается в любви, понимании, эмоциональной поддержке и защите со стороны родных. Лишь в этих условиях может сохраниться и развиться желание работать над собой. Если же ему постоянно напоминают о его слабостях, стремление к самосовершенствованию может исчезнуть безвозвратно (в будущем — судьба неудачника). Важно заметить, что низкая самооценка отнюдь свойственна не только детям с заниженными способностями. Существует немало примеров, когда родители вполне достойно оценивая своих детей, очень въедливо «анатомируют» их случайные промахи, естественные неудачи развития способностей. А порой и учитель «подливает масла в огонь» с благими, как сам думает, намерениями. И не видят, что имеют дело с тонкой ранимой душой, нанося ей неисправимый вред.

При «встрече» с завышенной самооценкой мы имеем ту же причину: соответствующее отношение окружающих к ребенку. Он с малых лет слышит похвалу, восхищение, восхваление, умиление малейшими поступками и т.п. Рано или поздно появляется убеждение в своей красоте, совершенстве, больших способностях, особом уме и других достоинствах. Не трудно догадаться о последствиях, главное среди которых — нарушение взаимоотношений с окружающими. Если вовремя не вмешаться – конфликт возникнет из-за презрительного отношения к ребенку его сверстников, даже вчерашних друзей.

К тому же необоснованное убеждение в собственных достоинствах значительно тормозит возможности самосовершенствования подростка. Опять же, если прозевать начало этой «звездной болезни», можно безвозвратно упустить возможность достижения ребенком даже вполне доступного его задаткам уровня, развития способностей. Излишнее честолюбие таких детей не даст им возможности адекватно реагировать на свои достижения, нет радости успеха. И опять же отношение к собственным неудачам болезненно неадекватно: виноват кто угодно, только не он сам. А поэтому и ни малейшего желания исправить положение, поработать над собой.

И в подобных случаях, как и при заниженной самооценке, родители играют главную «скрипку». И снова, во главу угла ставим родительскую любовь, эмоциональную поддержку, терпение и понимание ребенка, уважение его права на собственную позицию, на личную оценку и на ошибку тоже. Помнить надо о том, что лишь сознательная работа самого подростка, его самовоспитание могут привести к ожидаемому успеху. И тут главная составляющая — правильное представление о своих недостатках и достоинствах. У каждого ребенка есть достоинства, которые он должен развивать, и отрицательные черты, которые нужно устранять. Такое представление о себе мы и должны стремиться создавать у своих детей.

Светлана РЫЧКОВА,
психолог специализированной
школы № 112 имени Т.Г. Шевченко

Наверх ↑