Ребенок и компьютер

Ребенок и компьютер

Игра — непременное условие развития ребенка. Неиграющий ни во что ребенок — знак тревоги. Именно по тому, во что и как играет человеческое дитя, детский психолог (а часто и просто любящий и внимательный взрослый) может сказать, все ли впорядке с малышом, комфортно ему или не очень, любят ли его в семье, часто ли он болеет...

Еще десять — пятнадцать лет назад дети играли в «классические» дочки-матери, догонялки и прятки. Современные дети часто не умеют толком шнурки завязывать и выговаривать половину звуков родного языка, зато бодро шлепают по клавиатуре, поракая быстротой реакции и... неумением общаться со сверстниками и взрослыми. Воистину «другие времена — другие нравы», то есть «другие игры». Конструкторы, машинки и куклы — в углу. Детские пальчики ловко летают по клавишам, взгляд устремлен в экран. Ни к кому ребенок не пристает, никого не теребит. Хорошо...Тихо. А хорошо ли? Должна ли нас радовать тишина в доме, где есть маленькие (и не очень маленькие) дети.

До 40% компьютерных пользователей испытывают зрительное утомление ежедневно, а y 92% пользователей зрительное утомление развивается время от времени.

Все чаще на консультациях психологи слышат жалобы на «неприсутствие папы в доме: папа в комнате, все видят его широкую спину, он часами играет в «пулялки и стрелялки». А пaпы (!) жалуются, что «мама торчит в чате, а чтобы ребенок не мешал — плеер ему в уши и чипсы в руки» — а сама часами общается с невидимыми и неизвестными ей «подругами». А ребенок? А ребенок вместо маминых сказок слушает плеер, с ним засыпает. Удобно? Или ужасно? Ии что нам с этим делать?

Как бы мы не относились к компьютеру, дорогие читатели, — он прочно вошел в нашу жизнь, в наш быт. Дети подчас предпочитают живому общению «неживого компьютерного друга». И это реальность нашего времени. Бессмысленно заламывать руки и запрещать: прогресс не остановить. Наша задача — спокойно и «без нервов» разобраться: как сделать так, чтобы достижения цивилизации использовать на пользу себе и детям, как уберечь детей (да и взрослых!) от новой «экологически чистой» зависимости. Зависимости от компьютера.

Что говорят факты и статистика?

А факты говорят о том, что не бывает «плохих» или «хороших» компьютеров. Бывает наше правильное или неправильное к этому отношение. Мы можем использовать его во благо, можем - во вред себе и близким.

«За!»

Недавно я прочитала статью (реальная история) о том, как благодаря компьютеру человек, с детства обреченный на неподвижность, не только нашел свою любовь, но и стал успешным бизнесменом, между прочим, в Египте. Правда, здорово!

Меня, как детского психотерапевта, всегда радуют все новые и новые сообщения о том, что компьютерные игры успешно используют при лечении очень больных детей. Новое обезболивающее средство, да еще, какое мощное! Так, видеоигра с ручным управлением помогла успешно отвлечь восьмилетнего мальчика от постоянного расчесывания кожи лица, покрытого рубцами, которые появились вследствие нейродерматита. Через две недели рубцы на коже ребенка начали заживать. Доказано также, что такое познавательное отвлечение внимания помогает детям больным раком, во время химиотерапии. Видеоигра может быть использована как своеобразная форма физиотерапии — лечение работой: она отвлекает внимание игрока от мыслей о том, что вызывает у него ощущение дискомфорта. Также видеоигра помогает при лечении заболевания рук, эффективно используется для повышения их силы. Положительно влияние оказывают видеоигры на пациентов, прикованных к постели, и на подростков, которые имеют определенные проблемы с умственной деятельностью (считается, что видеоигра помогает им в формировании социальных навыков).

«Против»!

Наряду с положительным влиянием видеоигры на наше здоровье существуют определенные отрицательные аспекты такого метода лечения, в основном среди детей и подростков. Речь идет о так называемой «игровой зависимости», которая в наше время встречается очень часто (как и зависимость от телевидения и Интернета). В Ноттингемском университете (Великобритания) получены данные о том, что у больных эпилепсией во время видеоигры повышается риск эпилептического припадка. Особенно это касается игр, основанных на быстром изменении картинок и мигании изображения. Однако прямая зависимость между эпилептическими припадками и видеоиграми окон- чательно не доказана, Среди других отрицательных эффектов, причиной которых является чрезмерное увлечение играми, выделяют галлюцинации, энурез, энкопрез (недержание кала), боль в руках, спине, ожирение и т.п. Они встречаются довольно редко, склонность к таким состояниям исчезает сразу после отказа от такого «злоупотребления» видео развлечениями. Наверняка со временем появятся новые исследования по проблеме «игровой зависимости», с научно обоснованными выводами.

Психологическая зависимость от компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность играющего.

Хочется вспомнить бессмертного Грибоедова и его героя Молчалина, у которого было два бесценных качества: «умеренность и аккуратность». Герой-то был отрицательным, но качества вполне положительные. Особенно в плане ответственности за сохранение психического и физического здоровья у себя, любимого и своих собственных детей. Здравый смысл должен присутствовать и тогда, когда мы отдаем свое время (то есть часть своей жизни) видеоигре, и тогда, когда ищем признаки «страшной» зависимости во всем, даже в естественном желании поиграть и отдохнуть. Итак, компьютер и видеоигры — это прекрасное лекарство при очень новые возможности для вас лично, Но! При отсутствии чувства меры сложных болезнях и великолепные перспективы для развития ребенка, (помните грибоедовское: «умеренность и аккуратность») компьютер может превратиться в настоящего монстра, крадущего ваше время и здоровье может стать настоящим наркотиком, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

5 правил безопасности

Если приобрести компьютер хорошего качества — тогда ряд проблем отпадет сам собой. Но есть 5 правил, которые хорошо бы запомнить:

● Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.

● В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.

● До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.

● Считается, что наши зеленые друзья-кактусы — тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.

● Не забывайте почаще проветривать комнату, аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.

Что такое компьютерная зависимость

Психолог М.С.Иванов проводил исследование «Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность ребенка». По результатам анкетирования выяснилось, что 80% учеников общеобразовательных школ увлекаются компьютерными играми, причем серьезно: дети в возрасте 10-12 лет имеют «игровой опыт» 4-6 лет. Интересно, что среди опрошенных не было выявлено детей с подозрением на компьютерную зависимость (называется она еще «страшным» словом аддикция). В этом возрасте игра на компьютере имеет характер увлечения. Однако в более позднем возрасте компьютерная зависимость присутствует, хотя и не является такой опасной как алкоголизм или наркомания, но все же негативно влияет на личность человека,

Что происходит с людьми, попавшими в компьютерную зависимость

Большинство людей, страдающих компьютерной зависимостью, эмоционально нестабильны. Родственники отмечают их «чрезмерную раздражительность», «вспыльчивость». У большинства детей, зависимых от компьютерных игр, без объективных причин снижен общий фон настроения, что подтверждается наблюдениями и беседами. Более того, настроение не улучшается и после игры на компьютере, а иногда и ухудшается. По словам аддиктов (зависимых) подъем настроения происходит и в предчувствии игры. После выхода из виртуального настроение снова быстро ухудшается, быстро возвращаясь на первоначальный уровень, остается на нем до следующего «вхождения» в виртуальный мир. Для зависимых людей реальный мир скучен, полон опасности, так как большинство из них — люди, плохо адаптирующиеся в социуме. В результате этого они стремятся жить в другом мире — виртуальном, где все дозволено, где они сами устанавливают правила игры. Логично допустить, что выход из виртуальной реальности является болезненным для аддикта — он снова сталкивается ненавистной ему реальностью, что вызывает снижение настроения и активности, ощущение ухудшения самочувствия. В результате исследования психолог М.С. Иванов делает предположение, что общее эмоциональное психическое состояние зависимых от компьютера отклоняется от нормы в сторону депрессии, а также, что уровень личностной тревожности как критерий дезадаптации, завышен по отношению к норме.

«Полезные» и «вредные» компьютерные игры

Другой взгляд на проблему. Все компьютерные игры можно разделить на ролевые и неролевые. Ролевые компьютерные игры- это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа. Только при игре в ролевые компьютерные игры можно наблюдать процесс «вхождения» человека в игру, а в клинических случаях процесс утраты индивидуальности и отождествления себя с компьютерным персонажем. Компьютерная игра относится к классу ролевых игр, если настраивает играющего на «вхождение» в роль компьютерного персонажа и «атмосферу» игры с помощью своих сюжетных и мультимедийных (графическое и звуковое оформление) особенностей.

Ролевые компьютерные игры делятся на три типа:

● игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя;

● игры с видом снаружи на «своего» компьютерного героя;

● «Руководящие игры» (играющему приходится руководить действиями персонажей).

Не ролевые компьютерные игры:

● аркады;

● головоломки;

● игры на скорость реакции;

● традиционные азартные игры.

Наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру характеризуется первый тип ролевых игр. Специфика состоит в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта игрока) человек начинает утрачивать связь с реальной жизнью, целиком концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальные миры и считая действия своего героя своими. Остальные ролевые игры такой сильной зависимости не вызывают, а не ролевые вообще не создают зависимости.

Стадии игровой зависимости:

● легкой увлеченности;

● увлеченности;

● зависимости.

Что делать, чтобы не попасть в зависимость?

● Ежедневно находиться на свежем воздухе не менее трех часов.

● Стараться не нарушать режим дня.

● Помнить, что здоровый сон-это гарантия твоего здоровья.

● Контролировать время пребывания в Интернете или видеоигре.

● Посещать спортивную секцию и больше двигаться.

● Попробовать научиться играть на музыкальном инструменте.

● Отправиться с друзьями в захватывающее путешествие.

● Прочитать интересную книжку.

● Если возникли проблемы, поделиться ими с людьми, которым доверяешь более всего.

● Составь список утверждений: «Что я хочу сделать сегодня, в следующем месяце, в этом году, в своей жизни».

● Обратиться за консультацией к психологу.

● А самое простое (и одновременно самое сложное) стать самим для себя самым интересным явлением в вашей жизни.

Стадия легкой увлеченности

После того, как человек один или несколько раз сыграл в компьютерную игру, он входит во вкус, получает удовольствие от компьютерной графики, звука, самого факта имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.

Стадия увлеченности

У человека появляется новая потребность — игра в компьютерные игры. Игра на компьютере принимает систематический характер. Человек предпринимает активные действия, если у него нет доступа к компьютеру.

Стадия зависимоти

Не только усиливается потребность в игре, но происходят такие процессы, которые в психологии называются «изменениями в ценностно-смысловой сфере личности». Психологи Каролингского института (Великобритания) провели исследование, в котором участвовало несколько тысяч детей от 5 до 15 лет. Ежедневная работа на компьютере более 2 часов (и видеоигры в том числе), ведет к нарушению физического здоровья, формирует чрезмерную импульсивность и агрессивность характера. В 20-30% случаев дети набирают чрезмерный вес. Через несколько месяцев игр они начинают переживать «виртуальные эмоции» — в первую очередь стремление как можно быстрее уничтожить врага, становясь при этом жестокими. Ученые также указывают на повышенную склонность у таких детей к совершению противоправных действий. Активность головного мозга человека, который проводит много времени за видеоиграми, частично отклоняется от нормы. Компьютер постоянно «забирает» сон у детей, отмечается также и неадекватность поведения: постоянная раздраженность, трудности при удержании внимания, проблемы в общении с окружающими и усталость. Особенно опасно, что у наиболее активных геймеров изменения в мозговой активности носят хронический характер. Следует обратить внимание на высокую популярность игр агрессивного характера. Поэтому это, на первый взгляд, безопасное увлечение отрицательно влияет на детей, психика которых находится на стадии формирования. Авторы видеоигр «играют» на том, что дети быстрее, чем взрослые «вживаются» в то, что происходит «по ту сторону» экрана и увлекаются играми настолько, что уже не могут отличить их от реальной жизни и развлечение превращается в определенный образ жизни.

Выделяют три основных возможных причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов:

● наличие постоянной потребности в компьютерной игре, одновременно с этим невозможность полного удовлетворения этой потребности:

● субъективное переживание на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, в результате этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости;

● неадекватное отношение к себе в результате несоответствия «Я реального» «Я виртуального».

Итак, на что следует прежде всего обратить внимание…

Ученые выделяют признаки возникающей зависимости двух категорий:

● психические:

● соматические.

К психическим признакам принадлежат:

● появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой;

● отсутствие контроля за временем о взаимодействия с компьютером или игровой приставкой:

● желание увеличить время взаимодействия («дозу») с компьютером или игровой приставкой:

● появление чувства раздраженности, гневности, угнетенности или депрессии;

● использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;

● возникновение проблем в отношениях с родителями, в школе или на работе.

К соматическим признакам относятся:

● сухость глаз;

● нарушение системы пищеварения,

● нарушение сна;

● отсутствие аппетита;

● неопрятность.

Елена Н ауменко

практикующий детский психолог

Наверх ↑