Радости и горести влюбленности

Радости и горести влюбленности

Вы некоторое время не можете понять, что про­изошло с вашим подро­стком: он стал рассеян­ным, капризным, взвол­нованным, часовые об­суждения чего-либо о друзьями по телефону в дальнем уголке кварти­ры сменяются желани­ем побыть в одиночестве или придирчивым раз­глядыванием себя в зер­кале. Но однажды бур­ная реакция ребенка на ваш вопрос о ее прияте­ле или его знакомой озаряет вас догадкой; «Да он же влюбился!»

Нарастающий взаимный инте­рес между девочками и мальчи­ками появляется в 10—11 лет, с началом подросткового возрас­та. И это уже не просто симпатии младших школьных лет, нестойкие и легко проходящие, данный интерес к представителям про­тивоположного пола ярко проявляется и существенно влияет на поведение ребенка.

Отрочество во всем многооб­разии своих проявлений ставит перед ребенком необходимость решения таких жизненно важ­ных задач, как построение муж­ской и женской родовой идентичности и установление взаимо­отношений с противоположным полом. Биологической основой для этого является половое созре­вание и мощная эндокринная пе­рестройка организма подростка. Половые гормоны оказывают воздействие на нервные центры ребенка, в результате которого вся информация об отношениях полов уже не проходит мимо, а становится актуальной и лично­стно значимой: она фиксируется, объединяется в систему специ­фических представлений. Имен­но сейчас складывается впечатле­ние, что ребята ходят в школу не для того, чтобы учиться, а чтобы встретиться с товарищами, уви­деть ее или его. Интерес к проти­воположному полу порождает у подростков пестрое многообра­зие тонов и оттенков различных чувств: тут и радость, и неуверенность, и отчаянье, и страх, и счас­тье, и разочарование.

Влечение девчонок и мальчи­шек друг к другу, такое тревожное влечение — что это? Это уже не дружба, но еще и не любовь. Детская любовь? Влюбленность? Скорее это своеобразная проверка эмо­циональности, предпосылка большого серьезного чувства, ко­торое будет еще испытано в будущем, а пока только познается как первое прикосновение к одной из самых сложных и самых пре­красных сторон человеческих взаимоотношений.

У наблюдающих за подростка­ми складывается впечатление, что подросткам-девочкам более свойственно влюбляться, чем мальчикам. Действительно, дев­чонки раньше созревают для романтических отношений, но сильная увлеченность присуща обоим полам в равной степени. Существует разница лишь во внешнем выражении пережива­ний, привитая родительским примером и телевизионным влиянием, принятыми в общест­ве стереотипами поведения. В общем, мальчики сдержаннее в демонстрации своих чувств, дев­чонки же проявляют больше эмоций, они словоохотливы и больше склонны к кокетству, красованию.

Влюбленность подталкивает от­рока пробовать различные пути ее выражения. Одни тинейджеры со­вершают уйму глупостей, зараба­тывая сотни учительских замеча­ний ради того, чтобы быть заме­ченными объектом своей страсти. Другие, присутствуя на уроке, «ви­тают в облаках», мечтают, грезят о чем-то сокровенном, страдают, пишут записки. Третьи, пытаясь совладать с растущей тревогой, бесконечно ищут ответы на во­просы: «А если я ему признаюсь? Вдруг он меня не любит? Может будет смеяться или расскажет дру­зьям? Если любит — по-настояще­му ли? Надолго его чувства?».

Порой увлеченность стано­вится действенной и мощной си­лой изменения отрока ради лю­бимого, силой, которая прино­сит стремление стать лучше, усо­вершенствовать свой характер и поведение, преодолеть собст­венные психологические барье­ры и подтянуть свои «слабинки».

Подобные страдания и страсти могут продолжаться достаточно долго, до того времени, пока одна сторона окончательно не потеря­ет надежду или обе увлеченные стороны не убедятся в реальнос­ти своих чувств друг к другу. В лю­бом случае, этот путь тернист и сложен и для самих ребят, и для их близкого окружения.

Что можем мы сделать, как мы можем помочь?

Зачастую родителям так хочется обнять своего влюбленного под­ростка и мудро сказать ему: «Все это глупости, ты еще такой ма­ленький. У тебя еще все в буду­щем!» И если задуматься, в таком подходе есть своя суть, своя про­веренная житейская мудрость. Но проблема чувства и его проявления в отрочестве намного сложнее, поэтому вряд ли полу­чится достичь эффекта попыт­кой снизить в глазах влюбленно­го значение его переживаний. Для отроков характерно воспри­ятие своих чувства в преувели­ченном виде, и эти чувств реаль­ные. Ребенок не умеет «эконо­мить» на чувствах, не умеет про­верять их разумом, отсюда и пси­хологическая незащищенность подростка в его влюбленности, отношение к сложной ситуации как к трагической и неисправи­мой. Влюбленный тинейджер со всем своим возрастным макси­мализмом твердо уверен в том, что

по-настоящему его никто не поймет, никто не переживает так, как переживает он, и только ему (ну, возможно, еще двум-трем киногероям) открылось чувство настоящей любви. Не спасают поучения, приказы, чте­ние «моралей» и запреты.

Родителям не остается ничего другого, как привыкать к мысли, что их вчерашний ребенок — уже не дитя. Постарайтесь про­сто спокойно выслушать подро­стка, без шуток и иронии(!) и дать своему чаду родительскую поддержку, покажите, что вы се­рьезно относитесь к его трево­гам, понимаете их и готовы все­гда помочь. Единственное, что необходимо подчеркнуть с вы­соты своей родительской роли — ту ответственность, которую не­сет подросток. Напомните, что и, будучи в романтическом состоя­нии он отвечает за свои поступ­ки, независимо от масштаба сде­ланного — будет ли это низкий балл в школе, или безрассудно потраченные карманные деньги, или разрисованный признания­ми в любви подъезд.

Конечно, с точки зрения чис­того рационализма было бы луч­ше прислушаться к советам взрослых, сократив тяжелый путь познания, избежать житей­ских подводных рифов. Но в любви так мало логики, а в раци­онализме так мало жизни.

Переживания влюбленного подростка глубоко естественны, и они существуют именно пото­му, что он — живой и чувствую­щий человек.

Пусть опыт влюбленности бу­дет счастливым и пригодится подростку в его взрослой жизни, станет вехой в становлении его личной зрелости!

Наверх ↑