Правила «выживания» в новом классе

Правила «выживания» в новом классе

Со словом «новенький» знаком каждый из нас. Кто-то наблюдал за приходом нового ученика в свой класс в детстве, а кто-то сам вынужден был перейти в новую школу и продолжать учебу в новом классе.

Попадая в незнакомую сферу общения, новенькие неизбежно сталкиваются с массой проблем:

● знакомство одноклассниками;

● ориентировка в атмосфере, царящей в этом классе;

● показ себя с лучшей стороны, нахождение новых друзей и единомышленников;

● запоминание имен и требований всех учителей и классного руководителя;

● усвоение школьной программы по всем предметам.

Поэтому и не удивительно, что зачастую и родители, и дети ситуацию смены школы воспринимают как стрессовую. На самом деле процесс адаптации проходит у разных детей по-разному, он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, и далеко не всегда сопряжен с негативными переживаниями. Это зависит от:

● возраста ребенка (в младших классах проблема «новеньких» не стоит так остро, как в средних и старших);

● индивидуальных особенностей ребенка;

● участия родителей;

● детей, которые учатся в данном классе, от их сплоченности;

● действий учителя.

А соблюдение нескольких простых правил позволит новичку пережить процесс адаптации быстрее и спокойнее.

Настраивайте своего школьника на позитив

Демонстрируйте оптимизм и веру в его силы. Конечно, вы переживаете. Однако часто успешной адаптации мешает именно тревога родителей, которая «заражает» и ребенка. Постарайтесь спокойно (и даже весело) взглянуть на ситуацию. А когда вы сами почувствуете уверенность, то сумеете передать свое спокойствие ребенку. Обнадежьте и подбодрите школьника, выразите уверенность в его силах. Уважительно выслушайте мнение ребенка. Вместе вспомните, какие трудности он уже преодолел в своей жизни, и обязательно скажите о своей готовности, в случае необходимости, помочь ему.

Ознакомьтесь со школой вместе с ребенком

Если ваш ребенок учится в начальной школе, непременно пройдите вместе с ним по всей школе, загляните в туалеты, столовую, медпункт, учительскую, кабинет директора и завуча. Постарайтесь взглянуть на все вместе с ребенком, хотя бы одним глазком, потому что ученик должен четко знать, где и как решаются бытовые вопросы в школе. Кроме того, подобное «ориентирование на местности» поможет ребенку уменьшить страх перед новой, неизвестной обстановкой.

Заручитесь поддержкой учителя

Как правило, педагоги стараются настроить класс на радушную встречу но- вых одноклассников. Учителю необходима информация о сильных и слабых сторонах новичка, чтобы знать, на чем сделать акцент и представить классу именно его сильные качества. Откровенно поговорите с будущим классным руководителем, расскажите о вашем ребенке. Стоит рассказать о нем не только как об ученике, но и о его личностных качествах, чертах характера, том, как он общался с ребятами в предыдущей школе, каких достиг успехов, чем интересуется, какие кружки и секции посещает, что у него получается хорошо, а в чем, возможно, понадобится помощь. Если в семье есть проблемы, классный руководитель должен об этом знать, чтобы найти правильный подход к школьнику. Поинтересуйтесь у педагога, какая атмосфера в классе и как ребята раньше принимали новеньких. Узнайте, как сам учитель будет помогать в адаптации.

Не забывайте о внешнем виде ребенка

Дети и подростки всегда обращают внимание происходит мгновенная оценка ребенка: во на внешность. Когда новичок заходит в класс и учитель представляет его, что одет, как причесан, какие у него часы, телефон, украшения, как стоит, смотрит, говорит. Это первое впечатление является своеобразной начальной точкой в отношениях новичка с классом. Поэтому подумайте заранее, как будет выглядеть ваш школьник, чтобы одежда была аккуратной, в меру модной, а обувь и рюкзак чистыми. Ребенок, у которого яркая одежда и дорогие пестрые карандаши, пеналы, банты или, например, яркая бабочка, привлекает к себе слишком пристальное внимание и легко может стать объектом насмешек.

Бывает и так, что детский коллектив делит класс на «своих» и «чужих». В «свои» попадают те, которых большинство. В «чужие» записывают меньшинство ребенка с каким-то физическим недостатком, или единственного в классе мальчика во фраке и с бабочкой среди детей в джинсах. Если ваш ребенок неминуемо относится к меньшинству (слишком полный или слишком маленький ростом, единственный представитель другой национальности в классе), то лучше заранее обговорить это с педагогом, чтобы выработать оптимальную стратегию действий.

Обговорите с ребенком тему его взаимоотношений

Класс это единое сообщество со своими лидерами, законами, традициями. Естественно, никто не будет новичку объяснять, что можно, а что нельзя, как себя правильно «поставить» в классе и какой линии поведения придерживаться. Новичок должен понять это сам: и путем пассивного наблюдения на уроках, переменах, и во время разговора с новыми одноклассниками. Налаживать отношения со всеми одноклассниками «с нуля» очень трудно, ведь не каждый способен непринужденно завязать беседу с незнакомыми людьми, для этого нужна большая внутренняя уверенность. Объясните вашему школьнику, что новый класс, возможно, живет по другим правилам и эти правила нужно для начала понять. Лучше осмотреться, понять, что к чему и после предпринимать какие-либо шаги: завязывать разговор с понравившимся одноклассником, спрашивать что-либо у соседа и держаться при этом независимо и доброжелательно. Дети всегда испытывают повышенный интерес к пришедшим из других школ. Новички, в определенном смысле, являются эмигрантами для класса. На переменах ребята сами подходят к новичку, расспрашивают о предыдущей школе, о ее порядках, об увлечениях и со временем, когда все начинают «говорить на одном языке», интерес перерастает в дружбу.

Если ваш ребенок учится в начальной школе, постарайтесь найти среди родителей его новых одноклассников друзей и себе. Возможно, вы с кем-то из них забираете детей после уроков в одно время, вместе идете домой воспользуйтесь таким общением помимо школы и ребята смогут поближе познакомиться, подружиться. В подростковом возрасте на первый план выступают отношения со сверстниками, а поэтому ребята гораздо придирчивее воспринимают «чужаков». Но этого не надо бояться. Если у вас доверительные отношения с подростком, он сам задаст вам многие вопросы. Обсудите с ребенком, свой первый рабочий день: расскажите о своих волнениях в этот день, о знакомстве с коллегами и о том, как постепенно вы завоевали в коллективе авторитет и расположение коллег. Вспомните, как принимали новичков в вашем классе подростку будет интересен взгляд со стороны, даже если он будет только слушателем. Но не думайте, что подростка можно посадить на стул перед собой и сказать: «А теперь я расскажу тебе, как себя вести в новом классе». Именно ненавязчивые рассказы из собственного опыта — это то, что нужно. Помните, если переход в новую школу волнует подростка, то он сам будет искать информацию по этому поводу: у друзей, в Интернете, в фильмах, книгах. Собственно, информацией это назвать трудно. Но таким образом подросток сможет узнать, что говорят о новеньких в классе, на что ребята обращают внимание, что другие рассказывают о своих первых способен конструировать ситуации и днях в новой школе. Все это дает полезную пищу для размышлений. А в подростковом возрасте ребенок уже вполне самостоятельно проигрывать их у себя в голове. И будьте уверены, он сам сможет найти решение возможных проблем. Независимо от того, где учится ребенок — в начальной школе или в десятом классе, в первый учебный день после его возвращения из школы поинтересуйтесь, что хорошего у него произошло. Постарайтесь не торопить с ответом и внимательно выслушайте рассказ.

Поддержка всей семьи, мягкий юмор, терпение, доброжелательность непременно сделают ребенка более уверенным в своих силах и защищенным.

Рычкова СВЕТЛАНА,

психолог специализированной

школы №112 им. Тараса Шевченко

г. Киева

Наверх ↑