Польша - традиции воспитания

Польша - традиции воспитания

" Я вырос в большой и дружной семье. Когда все собирались за столом в праздники, бывало, насчитывалось до сорока человек. Сейчас уже семейные связи не такие крепкие, а жаль. Мне бы хотелось, чтобы наши сыновья всегда поддерживали с нами самые тесные отношения. Они все разные. Филипп более самостоятельный, подвижный, ему трудно усидеть на месте, любит пошутить. Франек любит природу, он очень общительный, все время задает вопросы, ему все надо знать. Например, откуда берется радуга, почему
в ней такие цвета. Иногда не могу ответить на его вопрос, в чем честно сразу признаюсь. А потом предлагаю поискать ответ – в энциклопедии или в Интернете. Ян обожает машинки и во всем старается не отстать от братьев. Для меня самое главное, чтобы они выросли добрыми людьми, уважали окружающих и старались помочь другим. В этом вопросе у нас с женой полное взаимопонимание
"

Янош Велих

На 10,5 млн. семей более 6 млн. – это семьи с детьми, а одиноких матерей с детьми чуть больше 1 млн. Из этого количества почти 3 млн. семей имеют 1-го ребенка, а 2 млн. – двоих детей. Показатель деторождаемости составляет 1,22, из которых 1,1 в городе и 1,4 в селе. Чаще всего женщины рожают в возрасте 25-29 лет (88 на 1 тыс. женщин), далее идет группа 20-24 (64 женщины) и 30-34 (53 женщины). Чем более образованна женщина, тем позднее она заводит ребенка. В 2003 году в Польше было 36 тыс. приемных семей, которые воспитывали почти 48 тыс. детей, эти семьи получали от государства средства на их содержание.


Cемья Велих – скорее исключение, чем правило в сегодняшней Польше. У Яноша и Анны трое детей: Филипп (11 лет), Франек (7 лет) и Ян (2 года). Ребятам повезло – мама не работает и имеет возможность уделять детям максимум внимания. Это так важно, чтобы мама была рядом, когда ребенок делает свой первый шаг, произносит свое первое слово, чтобы он мог ощутить ее любовь и поддержку во время важнейших событий своей жизни. Тогда он вырастает жизнерадостным и уверенным в себе человеком. Сейчас они живут в Киеве, где глава семьи работает в представительстве польской компании.

Янош присутствовал при рождении всех своих троих сыновей. В Польше это вообще обычное явление – мужья участвуют в подготовке к родам, посещают вместе с женой специальные занятия для беременных по подготовке к родам. Мужей учат, как надо себя вести с женой перед родами, во время них и после, как можно помочь ей и как обращаться с новорожденным. Анна считает, что присутствие мужа, его любовь и поддержка очень помогли ей, укрепили их семейные взаимоотношения.

Когда родился первенец, Янош и Анна были студентами. Приходилось нелегко, они не хотели отдавать его в ясли и по очереди сидели с малышом. С мальчиком много общались, читали книжки, часто гуляли вместе. Он быстро развивался, уже в год и семь месяцев начал нормально говорить. Первый ребенок – всегда большая ответственность. Все впервые, родители сами всему только учатся. Если заболел животик или поднялась температура, сразу к врачу. Янош и Анна старались строго следовать правилам: кормить, гулять по часам. Потом, со вторым, а тем более с третьим, уже все воспринималось гораздо легче, больше доверяли природе: не хочет есть, значит не голодный. Самому младшему сейчас предоставляется гораздо больше свободы. Анна до сих пор продолжает кормить грудью Яна, так же, как кормила Филиппа и Франека до тех пор, пока они этого сами хотели. Еще одно преимущество детей, мама которых не должна разрываться между домом и работой. Сейчас уже абсолютно все педиатры признают чрезвычайную важность грудного вскармливания для здорового развития ребенка.

Между старшими детьми хорошие, дружеские отношения. Конечно, не без того, чтобы иногда они повздорили, но братья никогда не дерутся. Младшего опекают, особенно Филипп относится к нему очень заботливо и нежно. Ян все повторяет за братьями. Когда они вместе, его поведение не соответствует возрасту.

Анна считает не столь важным требовать от детей соблюдения абсолютного порядка в детской – застилать кровать каждое утро, убирать с пола и раскладывать все игрушки по полкам. Гораздо более важным, по ее мнению, является хорошее душевное самочувствие, мир в семье. А необходимым навыкам дети научатся постепенно, когда придет время. Хотя, например, такое дело как убрать за собой тарелки со стола в раковину после еды, ребята выполняют без напоминаний. Ну и в выходные, конечно, маму разгружают от домашней работы. Как и по вечерам тоже. Янош, придя с работы, не укладывается на диване перед телевизором, а играет с детьми. Вечерами и в выходные Анна может проводить время так, как она хочет: встретиться с подругами, посмотреть телевизор, просто отдохнуть. В польских семьях считается совершенно естественным, что папа занимается с детьми. Есть понимание, что от ежедневной домашней работы и заботы о детях женщина устает, ей нужен отдых. Более того, Янош и сам с удовольствием проводит время со своими сыновьями: читает им, играет в разные игры, учит работать на компьютере. Родители не нагружают детей разными занятиями, работой, дают им возможность свободно развиваться, побольше гулять на свежем воздухе, играть в подвижные игры. Школьной нагрузки – вполне достаточно. У них есть любимое увлечение – путешествовать всей семьей на машине. Этим летом они уже побывали во Львове, Каменец-Подольском, Черновцах, Хотине, Ивано-Франковске.

Традиционная семья в Польше не мыслится без религиозного воспитания. После рождения ребенка обязательно крестят. В этом важном для семьи событии участвуют множество родственников. Крестные родители негласно принимают на себя обязательство заботиться о христианском воспитании ребенка. Обучение религии с самого раннего детства оказывает важнейшее воспитательное влияние на развитие ребенка. Всей семьей, с детьми любого возраста, принято еженедельно посещать церковь, есть также специальные утренние богослужения для детей. Церковь или костел, как говорят в Польше, уделяет особое внимание детям: помимо лекций о религии в школах, организуются различные мероприятия, в том числе для отдыха и развлечения детей во время каникул.

Особым моментом является первое причастие. Достаточно сказать, что ты не можешь участвовать в каком-либо мероприятии, потому что ребенок в твоей семье принимает первое причастие, и никто не посмеет перечить. Это праздничное, торжественное событие для всей семьи, по важности приравниваемое к свадьбе. В 9 лет ребенок входит в круг почти взрослых христиан. Следующий, последний этап христианского взросления ребенка – миропомазание в 15 лет. До самого недавнего времени всего этого придерживались очень тщательно.

С 1990 года в польских школах было введено обучение религии. С нулевого по 12-й класс религия изучается так же, как и любой другой предмет. Ребенок получает оценки, которые заносятся в его свидетельство об образовании. Однако существует свобода выбора – при желании родители могут подать заявление о замене уроков религии на уроки этики. Нулевой подготовительный класс является обязательным. С 7 до 13 лет ребенок обучается в начальной школе, а затем с 13 до 16 – в гимназии. Это обязательное бесплатное образование. Для поступления в высшее учебное заведение необходимо учиться еще три года и получить аттестат зрелости. Надо отметить такую особенность – в высшие учебные заведения поступают уже сознательно вполне взрослые 19-летние люди, что определяет серьезность отношения к учебе.

Интересным новшеством последних лет стало такое явление, как «Зеленая школа» и «Белая школа». Они называются так в зависимости от сезона, в который проводятся. Группа учеников едет с несколькими учителями в интересное место, на природу. Они живут там в течение 3 – 7 дней и углубленно изучают предметы, такие как география, биология, история. А кроме этого, зимой катаются на санках, лыжах, летом – ходят в походы, жгут костры, собирают ягоды и устраивают веселые совместные игры на свежем воздухе. Это очень привлекательно и полезно для ребят, объединяет класс, позволяет установить более раскованные и доверительные отношения между учителями и учениками. После таких поездок все видят и воспринимают друг друга уже совсем по-другому.

В начале весны, когда набухают почки и начинают показываться первые зеленые росточки, в школах повсеместно организуются «Дни Земли». В определенный день все приходят в школу одетыми соответственно для уборки территории вокруг школы. Это очень важная инициатива. Необходимо, чтобы дети понимали, что чистая, не замусоренная окружающая среда – это нормально, что так и должно быть.

Как и для каждой сельскохозяйственной страны, для Польши ранее были характерны многодетные семьи. Замуж выходили рано, засидевшуюся «в девках» до 22 лет уже называли «стара панна». Теперь неуклонно уменьшается количество детей в семье, а возраст вступления в брак и рождения первого ребенка повышается. Большинство женщин работает, и воспитанием детей часто занимаются бабушка и дедушка, если они уже на пенсии. Государственных детских садов немного, и они также платные. В последнее время в новых многоквартирных домах Варшавы все чаще один этаж отдают под «светлицу» – своего рода мини-детский сад для детей, живущих в этом и соседних домах. Зачастую в такие «светлицы» определяют и детей школьного возраста. Здесь они обедают после школы, отдыхают и готовят уроки под присмотром воспитателей, пока не вернутся домой с работы родители. Это очень удобно, и такая форма присмотра за детьми приобретает все большее распространение.

Галина Султанская

Наверх ↑