Плаванье младенцев

Плаванье младенцев

Вопросы закаливания и правильного физического развития ребёнка без сомнения волнуют многих родителей. Одним из важных факторов укрепления здоровья ребёнка является раннее плавание. Когда можно начинать заниматься с малышом? В чём заключается методика обучения раннему плаванию? Можно ли освоить её самостоятельно?

Большое плавание: учим малыша плавать

Находясь в утробе матери, плод развивается в жидкой среде, которая позволяет ребёнку двигаться, способствует формированию вестибулярных реакций и других физиологических функций. Навыки пребывания в жидкой среде ребенок сохраняет в течение первых месяцев жизни. Специалистами доказано, что лучше всего начинать занятия плаванием с детьми с 3-недельного возраста, пока не утрачена врожденная способность плавать. Угасание «водного» рефлекса наступает после третьего месяца жизни. За это время необходимо успеть добиться, чтобы плавание стало приобретенным навыком ребенка. Если вашему малышу уже исполнилось 3-4 месяца, врожденные плавательные рефлексы к этому возрасту исчезают и методику раннего плавания с ним осваивать не надо. В этом случае обучение плаванию стоит начать с трехлетнего возраста, например, на базе детских образовательных учреждений или детских поликлиник.

Зачем это нужно?

Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоёмкость воды почти в 28 раз выше теплоёмкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством.

Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям

Замечено, что если у «плавающих» малышей всё же возникает ОРЗ, то они имеют более лёгкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения. Плавание, оказываю массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную осанку. Систематические занятие плаванием улучшают физическое развитие детей. При этом увеличиваются, по сравнению с «неплавающими» детьми, показатели веса и роста, жизненная емкость легких и силовые характеристики скелетных мышц, улучшается нервно-психическое развитие ребенка. Дети начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать.

Но, прежде чем приступить к занятиям, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдает вашего малыша.

Заниматься плаванием может только здоровый ребёнок

Если малыш заболел, то плавание прерывается и возобновляется после выздоровления и только по разрешению врача. Занятия, прекращённые в связи с болезнью или по другим причинам, начинают с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности.

Кто может заниматься с малышом?

Для грудного ребёнка самый близкий человек и лучший педагог — его мама. Но с ролью тренера при необходимости успешно справляются и папы, а также бабушки и дедушки.

Принципиально важным является то, чтобы все занятия проводились одним человеком, ежемесячно и осуществлялся их контроль методистом по плаванию.

Обычно мама с ребенком посещают 1 раз в 1-2 недели бассейн при детской поликлинике, где инструктор контролирует правильность выполнения поддержек, ныряний и показывает новые упражнения, которые малыш усваивает дома в течение следующей недели. Прежде чем вы начнете заниматься с ребенком плаванием, отработайте основные поддержки и перехваты на кукле, вначале на столе, затем в ванне, чтобы движения ваших рук стали плавными, мягкими, уверенными и выполнялись автоматически.

Основные, наиболее часто используемые виды ручных поддержек

Наиболее тяжёлая тонущая часть тела ребёнка — это голова, поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно под шею и верхнюю часть спины.

· Двойная ручная поддержка при плавании на спине: четыре пальца обеих рук лежат у ребёнка под спинкой, шеей, головой, большие пальцы — на груди.

· Двуручная поддержка при плавании на груди: указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком ребёнка (сбоку) и удерживают его за нижнюю челюсть, левая рука удерживает малыша за заднюю поверхность шеи.

· Одноручная поддержка «ковшом» при плавании на груди: большой, указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком, остальные – на груди.

· Одноручная поддержка «полукольцом» при плавании на спине: большой и указательный пальцы охватывают шею малыша, рука мамы находится чуть сбоку, не мешая грести. При плавании на спине уши ребёнка обязательно погружают в воду. Голову поддерживают так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости. Закрывать малышу уши или закладывать в них ватные тампоны не нужно, так как если у ребёнка никогда не было заболеваний уха и барабанная перепонка не повреждена, то проникновение воды в ухо для него неопасно.

Одноручные поддержки дают возможность ребёнку свободной рукой осуществлять гребки. Как только маленький пловец научится правильно грести, вы должны изменить вы должны изменить характер поддержек: в положении на спине поддерживайте ребёнка только тремя, затем двумя, а потом и одним пальцем под затылок. И помните, что смены поддержек проводятся только при полной остановке ребёнка.

Противопоказания к плаванию детей первого года жизни

  • Острые инфекционные заболевания;
  • Различные заболевания центральной нервной системы (особенно повышенное внутричерепное давление и высокий риск развития судорог, так называемая судорожная готовность).

Вопрос о занятиях плаванием с такими детьми решается совместно с неврологом.

Готовимся к занятию

Для обучения плаванию сначала используют обычную домашнюю ванну. Перед каждым уроком обязательно вымойте её специальным чистящим средством для детских ванн или питьевой содой, тщательно ополосните горячей водой. Подготовьте водный и воздушный термометры, часы, плавающие игрушки, полотенце, ватные тампоны для просушивания ушек, воду для питья. Проветрите ванную комнату, температура воздуха должна в ней быть +22-24°C. Ванную наполните тёплой водопроводной водой. Температура воды в первые занятия составляет +37°C, затем её необходимо постепенно снижать на 0,5°C в месяц, доведя до +32-34°C к 6-7 месяцам, так как в этом возрасте будет необходимо перейти к занятиям в бассейне. Глубина на первых занятиях 30-40 см, а через месяц ванну можно наполнять целиком.

Занятия обычно проводят ежедневно, но не реже четырёх раз в неделю, в одно и то же время, желательно во второй половине дня. Если ребёнок во время занятий перевозбуждается и плохо спит ночью, то плавание лучше перенести на первую половину дня. Нежелательно плавать сразу же после кормления, заниматься лучше за 1,5-2 часа до кормления, но не ранее, чем через 1-1,5 часа после приёма пищи.

В течение первого месяца занятий длительность процедуры зависит от уровня физического развития ребёнка. Если малыш родился с массой тела 3-4 кг, то продолжительность тренировки может быть 12-14 минут, если же масса тела ребёнка при рождении не превышала 2,5-3 кг, то с ним не следует заниматься более 8-10 минут. Ежемесячно время пребывания в воде увеличивается на 3 минуты и к году достигает 40-50 минут.

Сигналом для окончания процедуры должны послужить изменения в поведении и реакция ребёнка. Ваше занятие может оказаться короче рассчитанного времени, но избегайте его превышения. Конечно, малыш может проявить недовольство из-за резкого движения или неожиданной команды. В этом случае дайте ему немного отдохнуть и помните, что отдых должен составлять не менее половины всей процедуры. И ещё: нельзя заниматься с плачущим ребёнком, хотя извлекать малыша из воды, как только он заплакал, тоже не рекомендуется, лучше успокойте его в воде.

Иначе этим вы дадите сформироваться нежелательному рефлексу – если я не хочу плавать, мне достаточно заплакать, и меня вынут из воды.

Во время каждого занятия необходимо поддерживать у ребёнка только положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде. Необходимо следить за тем, чтобы не вызвать у ребёнка страх и переутомление, что приведёт к появлению неприязни и недоверия к воде. Грудной ребёнок не боится воды, и если в ходе плавания у малыша появляется страх, то в этом виноваты взрослые.

Ныряние

Ныряние – необходимая составная часть обучения ребёнка самостоятельному плаванию и то основное, что убережёт вас в дальнейшем от опасности утопления ребёнка.

Вы будете спокойны на пляже, если ваш ребёнок сможет играть в воде и ничего с ним не случится. Но за ребёнком в воде всё равно всегда нужно наблюдать! Как же начать учить ребёнка нырять? Следует это делать постепенно. Вначале, когда ребёнок плавает на спинке или на животе, Вы даёте громкую чёткую команду: «Внимание, ныряем» или «Раз, два, три, ныряем!» и при этом интенсивно дуйте ребёнку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Так нужно повторять несколько дней. Когда вы освоите это упражнение, можно переходить к следующему.

На команду: «Внимание, ныряем» вы брызгаете ребёнку в лицо. Желательно сделать это так, чтобы вода не попадала снизу-вверх в нос. вы заметите, что ребёнок тоже задерживает дыхание. Затем можно в положении на спине выполнять следующее упражнение. На «Внимание, ныряем» Вы опускаете ребёнка немножко глубже в водичку так, чтобы на поверхности оставались только носик и ротик, а щечки, лобик и глазки – погружались под воду. Ну и, наконец, если вы освоили все эти упражнения, вы можете перейти к непосредственному нырянию. Первое ныряние лучше выполнить, когда ребёнок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Выдаёте команду и погружаете на секунду ребёнка неглубоко под воду и поднимаете его на поверхность.

При этом под водой вы его отпускаете. Когда ребёнок появится над водой, первую секунду у него будет непонимание и выжидательная реакция: «Что же это было?». Вы должны похвалить, сказать, что получилось у ребёнка сё очень и очень здорово, что он замечательно нырнул. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие ныряния, можно переходить к более продолжительным.

Возле одного края ванны Вы окунаете ребёнка, проводите по всей длине ванны и выныриваете у другого края. Со временем ныряние можно удлинять до 5-6 секунд под водой и на короткое время ребёнка выпускать под водой, затем подхватывать и выводить на поверхность воды. Больше 5 ныряний в принципе на начальных этапах делать не рекомендуется, но вы можете регулировать их по реакциям ребёнка.

Основные задачи, стоящие перед вами в обучении ребёнка плаванию в ванне, – это дружба и доверие к воде, и умение нырять, не заглатывая большого количества воды. К этому времени вашему малышу исполнится 2-3 месяца, и вы можете переходить в большой бассейн.

Обучение плаванию рекомендуется проводить в специальном бассейне, предназначенном для обучения малышей плаванию.

 

Ольга Герасимчук, врач-педиатр

Наверх ↑