Особый мир аутичного ребенка

Особый мир аутичного ребенка

2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме.

"Он ходил из стороны в сторону, улыбался, делал стереотипные движения пальцами, перекрещивая их перед собой. Мотал головой то вправо, то влево, при этом постоянно шептал или цедил сквозь зубы один и тот же звук из трех тонов. С огромным удовольствием он вращал любую вещь, которая могла вращаться. Когда его приводили в комнату, он полностью игнорировал людей и тотчас шел искать предметы, особенно те предметы, которые могли вращаться… Он с большой злостью отпихивал руку, останавливавшую его на пути, или ногу, наступавшую на какой-нибудь из его чурбанов...» - так поведение пятилетнего мальчика описывал Лео Каннер в своей статье «Нарушения аффективных контактов у больных аутизмом», опубликованной в 1943 году.

Со времени описания первого случая детского аутизма прошло 60 лет, но проблема диагностики и лечения остается нерешенной. Да, аутизм - это на всю жизнь. Но! Вовремя поставленный правильный диагноз не только вселяет надежду, но и дает реальную возможность больному ребенку приспособиться к миру обычных людей, найти в нем свое место. А для этого необходимы любовь и терпение родителей, а так же профессионализм врачей (детских психотерапевтов и психологов). Благодаря перечисленному выше ребенок-аутист впускает их в свой необычный мир и часто поражает необычными талантами и способностями. Об этом свидетельствуют примеры из практики. Девочка 2,5 лет могла бесконечно долго раскладывать карточки в определенной последовательности и запоминать, где лежала каждая из 20, 30, 40 карточек... Мальчик полутора лет замечал малейшее изменение в расположении игрушек на полке в кабинете психотерапевта. Ребенок 7 лет упорно отказывался говорить о себе "Я", смотреть на себя в зеркало и т.д. В настоящее время все эти дети посещают детские коллективы (сады, школы), общаются с ровесниками. А с чем можно сравнить чувство радости, возникающее когда ребенок, казалось бы, совсем нереагирующий на комментарии его действий, вдруг поворачивается и смотрит в глаза. Смотрит долго и внимательно... А потом протягивает игрушку: "Играй". Пожалуй, внутренний восторг психотерапевта может понять только мама этого ребенка, месяцами или даже годами, беспомощного наблюдавшая его стереотипные движения и непонятные слова-звуки. Ради таких моментов, ради такого взгляда "глаза в глаза" он готов работать бесконечно, замечая крошечные проблески интереса со стороны ребенка. Но иногда врачу приходится сталкиваться с непониманием и недоверием со стороны родителей ребенка. Сложно объяснить, зачем ты просто повторяешь движения ребенка, объясняешь ему его же действия - и все это действительно лечит. И работа эта долгая, филигранная, непонятная со стороны, изнуряющая... Но это замечательная робота: подарить ребенку-аутисту, живущему в своем мире - раковине, прекрасный мир людей, мир, наполненный любовью, звуками и различным смыслом.

Основные понятия и критерии диагноза

Детский аутизм (болезнь Каннера) – долгое, неравномерное хроническое расстройство с признаками, которые проявляются до 3-летнего возраста и характеризуются ограниченной способностью реагировать на других людей, слабыми навыками общения, а также стереотипным и ригидным поведением. Детский аутизм (далее - ДА) диагностируется чаще в 2-3 летнем возрасте. Но проявляется заболевание до 3 лет. Основным критерием ДА является нарушение поведения, то есть психопатологический синдром, имеющий индивидуальный характер.

Теории возникновения детского аутизма:

• социокультурная;

• психологическая;

• биологическая.

Описание ранних симптомов детского аутизма приведено в таблице.

Клиника детского аутизма

Детский аутизм – довольно распространенное явление, которое проявляется не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития и поведения, недостаточно известно в Украине даже профессионалом, и семьи, имеющие аутичных детей, годами не могут получить квалифицированную помощь.

С какими жалобами чаще всего обращаются родители детей-аутистов:

• ребенок избегает общения;

• ограниченность контактов даже с близкими людьми;

• неспособность играть с другими детьми;

• отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру;

• стереотипность в поведении;

• страхи, агрессия, самоагрессия;

• возрастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития;

• трудности в обучении;

• трудности в освоении бытовых и социальных навыков.

Нарушение социальных взаимодействий при ДА

Основной признак аутизма — невозможность устанавливать отношения с людьми, болезненный страх контакта с ними, отгораживание от внешнего мира. Это проявляется буквально с рождения в отсутствии адекватной реакции на мать, тревоге при общении со сверстниками, стремлении к территориальному одиночеству, одинаковом отношении к живым и неживым предметам, гиперчувствительности к физическому влиянию, прикосновении. Такие дети не умеют различать живые и неживые объекты. Аутичный индивид наиболее счастлив в своем одиночестве. Иногда детей — аутистов называют «котятами, которые гуляют сами по себе».

Общение аутичных детей

Аутичный ребенок избегает контакта взглядов и взаимного интереса. Лишь половина аутичных людей владеет речью, а те, кому это удается, не используют ее необычным образом. Понятно, если ребенок не интересуется окружением, он не хочет и общаться с ним. Развитие речи до пятилетнего возраста — это благоприятный прогноз, но речь таких детей имеет свои странности, необычные черты. В первый год жизни отмечают задержку развития предречевых вокализаций — гуления, лепета, псевдослов, отсутствие интонационной выразительности и т.д. Первые слова и фразы появляются с опозданием. При хорошей слуховой памяти речь может развиваться рано, но имеет «попугаичий характер».

Доктор Каннер первым описал особенности аутистов:

· Неумение и нежелание общаться с окружающими (по выражению Каннера, «абсолютное одиночество», которое, как он полагал, начинает проявляться еще в младенчестве);

· Нежелание перемен (нарушение привычного порядка вещей могло вызвать у детей нешуточную злость, но как только «статус-кво» восстанавливался, — они успокаивались);

· Превосходная способность к заучиванию наизусть (дети, за которыми наблюдал Каннер, легко заучивали целую страницу из энциклопедии и в то же время испытывали серьезные трудности в обучении);

· Поздняя эхолалия (по наблюдениям Каннера, дети повторяли услышанные когда-то слова, но выразить словесно нечего, кроме своих сиюминутных потребностей, не могли);

· Повышенная чувствительность к раздражителям (многих детей пугала поездка в лифте, шум пылесоса и даже ветра, кроме того, многие страдали отсутствием аппетита или, наоборот, обжорством);

· Ограниченность в разнообразии спонтанных действий (проявлялась в движениях, высказываниях и интересах детей);

· Большие познавательные возможности (по наблюдениям Каннера, дети-аутисты имели «умный вид», великолепную память и поразительную ловкость, которую они нередко демонстрировали при составлении головоломок).

По данным английских научных источников частота детского аутизма составляют 56 случаев заболевания на 10000 детей.

Елена Науменко,

практикующий детский психолог

Наверх ↑