Мечта в руках

Мечта в руках

Человек, умеющий мечтать – это прекрасно. Но счастливы мы лишь тогда, когда мечта становится реальностью. И если взрослые воплощают свои мечты в жизнь, строя города, покоряя новые земли и развивая собственный бизнес, ребенок добивается гармонии с внутренним миром через творчество.

Умение и желание творить в детстве – лестница для воплощения мечты во взрослой жизни. И лепка – одна из непростых ступенек этой лестницы. Здесь нужно не только выдумать, вообразить, что слепить, но и понять, как слепить. При этом практика работы педагогов и родителей во всем мире показывает: детям не стоит навязывать темы для создания будущих творений. Пусть ребенок делает то, что ему в данный момент пришло в голову. Тем самым он дает волю своим эмоциям, воплощая их в предметы. Как правило, помощь взрослого в поиске темы может понадобиться изредка и то лишь первое время: буквально с 4-5-го занятия ребенок сам определится, что и как ему больше нравится лепить.

Технические умения должны совершенствоваться постепенно. Если с первого занятия поставить задачу слепить машину или медведя, скорее всего, она окажется непосильна для юного умельца. А, как известно, то, что не выходит – повторять не слишком-то и хочется. Правильнее усложнять действия: совершенствовать умение ребенок будет последовательно, а взрослые своими советами постараются координировать эти действия.

Изначально следует научиться раскатывать из глины шарики и колбаски различной величины. В дальнейшем ребенок поймет, что очень многие вещи создаются именно при комбинации этих простых элементов. Но лепить это наверняка не так интересно. И тут пора подключать фантазию!

Сказки оживают

…Итак, мы слепили веселого Колобка. Он от бабушки убежал, он от дедушки убежал, покатился по длинной-длинной дорожке и встретил зайца…

Зайчика ребенок еще слепить не может, но у взрослого зверек, скорее всего, выйдет. Или получится кто-то похожий на зайчика, что тоже приемлемо, ведь главное – сказка оживает.

…тут Колобок свернул с маленькой тропки на большую дорогу, на которой валялось много красных, желтых и зеленых яблочек разной величины…

Лепить фрукты и овощи не сложно, а ребенок, тем самым, сможет потренировать свои навыки в создании элементарных форм. Конечно, при возможности лучше разноцветный материал: так мы еще и тренируем образное мышление.

…но вот Колобка встретил большущий медведь…

Представление и сопоставление размеров предметов тоже очень важно. Ребенок, создавая экспозиции, должен четко понимать, что цветочек меньше дерева, слон больше птички, а медведь больше Колобка. Приобретя элементарные навыки, детям можно объяснить, что медведь – это сочетание нескольких шариков разных размеров. Позже ребенок сам научится плавно соединять элементы предмета.

…убежав от медведя, Колобок катился-катился, пока не очутился на белой поляне, где стоял самый настоящий снеговик…

Разве это не сказка о Колобке? Самая настоящая! Только сказочниками становимся мы. Создавая различные образы, ребенок сам может выдумывать сюжеты историй, а возможно, и самих героев. Ведь Чебурашку с Микки Маусом когда-то тоже выдумали впервые. Так почему бы и нам не поиграть в изобретателей?

Из чего лепить?

Ценность занятий по лепке неимоверно велика. Кроме уже подчеркнутого ранее умения мыслить, ребенок совершенствует логику и физические навыки. Лепка – это прекрасный инструмент для развития мелкой моторики рук, концентрации внимания. Из чего же лепить? На сегодняшний день вариантов более чем достаточно. Если раньше лепка ассоциировалась с пластилином, то сейчас есть около десятка материалов, которые прекрасно подходят для этого вида деятельности.

Пластилин

Для многих взрослых он ассоциируется с детством, и для детей это действительно часть жизни, поэтому научиться правильно обращаться с пластилином не просто важно, а необходимо. При первом «знакомстве», которое может состояться уже в 1,5-2 года, ребенка важно заинтересовать, продемонстрировать возможности материала, который должен соответствовать определенным характеристикам:

· приобретая пластилин в первый раз, лучше купить самый маленький набор, чтобы на практике его испытать;

· пластилин должен быстро согреваться в руках и становиться достаточно мягким;

· в то же время он не должен крошиться, размазываться по рукам;

· важно, чтобы при работе материал легко катался между ладонями или по другой поверхности, не прилипая к ней;

· один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться;

· достаточно долго находиться на открытом воздухе, не менять своих качеств;

· легко отмываться с рук теплой водой.

Тесто

Наверное, самый простой материал для лепки – это обычное тесто. Проводить занятия с тестом можно совершенно спонтанно. Лепит бабушка на кухне пельмени или вареники, а внуки ей помогают. При этом у одного вареника выросли руки, другой больше всех, ну а третий вообще похож на слона. И выходит, с одной стороны забава, а с другой – настоящее искусство.

Если же бабушке не собирается кулинарить, ребенок и сам уже в 5-6 лет может замесить себе материал для шедевра. Для этого понадобится: 1 часть соли, 2 части муки (можно добавить 1-2 ложки сухого обойного клея). Всю смесь необходимо помешать, понемногу добавляя воду, чтобы тесто было крутое, не липло к рукам и не крошилось.

Глина

Многие считают, что глина – это материал для декоративного творчества и из нее делают скульптуры, сувениры, украшения. Но это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока глина влажная и пластичная, с ней можно обращаться как с песком в песочнице, пластилином или тестом, придумывая и создавая все что угодно. Когда поделка из глины высохнет, она становится достаточно прочной и может превратится в игрушку. Чтобы фигурка была прочнее и не пачкалась, ее можно покрыть лаком, клеем ПВА и раскрасить гуашью. Все старое рано или поздно возвращается, ведь когда-то наши бабушки играли в подобные игрушки. Кстати, глина легко отстирывается с одежды и счищается с мебели.

Маргарита Малевана

Наверх ↑