Мастерство владения телом

Мастерство владения телом

В Китае сложилась определенная куль­тура боевых искусств со своими законами и правилами, со своей фило­софией и литературой, театром, поэзией, живописью, со своей элитой и ритуалами, а так же школами и способа­ми передачи знаний .

Смысл ушу весьма сложно пере­дать словами. Мастера зачастую просто отказываются рассказывать об ушу, советуя в процессе занятий достигнуть собственного внутрен­него переживания и понимания.

В древности ушу не имело четко очерченной границы, под него могли попадать и способы веде­ния сражений, и медитативные упражнения для достижения про­светления, и ритуальные танцы. Ушу сегодня — это новое явление в системе общечеловеческих цен­ностей, которое предполагает полноценное развитие и самосо­вершенствование на всех уровнях, начиная с физического и заканчи­вая духовным. Истоки этого искус­ства уходят в глубину столетий, когда только начинало образовы­ваться человеческое общество. Сложение воедино воинского ре­месла, ритуального действия, фи­зической культуры и танца харак­теризует ранний этап становле­ния ушу.

Интенсивная и разносторонняя практическая деятельность не­скольких сотен поколений масте­ров привела к формированию сложной и целостной системы зна­ний в области воинских искусств.

И эта система знаний и практиче­ских действий, примером которой является современное ушу, обес­печивает не какие-то абстракт­ные, а наоборот, жизненно-важ­ные интересы людей — их стрем­ление к здоровью, высокой жиз­ненной активности, достижению стойкой трудоспособности и ак­тивного долголетия.

Занятия воинскими искусствами как в глубокую древность, так и те­перь используются для развития неоценимых психических состоя­ний, которые лежат в основе мо­рально-волевых качеств: смелос­ти, решительности, хладнокровия в минуты опасности, умения мо­билизовать свои силы для пре­одоления трудностей.

Ушу во всём своём разнообразии представляет собой эффектив­ный «инструмент» для целена­правленного управления функци­ями человеческого организма, на­чиная с двигательного аппарата, органов кровообращения и дыха­ния, которые его обслуживают, до высших психических процессов, определяющих наше самочувст­вие, настроение и проведение. Знакомство с самобытной китай­ской культурой обогащает наши знания и расширяет кругозор, да­ет пищу для ума, учит с уважением относиться к другим народам, по­могает лучше понять и оценить путь нашего развития.

Программа обучения в школе ушу включает в себя три со­ставные части, три раздела .

Первый — это комплексы фор­мальных упражнений таолу, явля­ющиеся основой базовой техники школы.

Таолу можно охарактеризовать как систематически организованные серии приемов защиты и нападе­ния, выполняемые в известной по­следовательности против одного или нескольких противников. Все таолу основаны на незыблемых принципах инь-ян и подразумева­ют чередование мягкости и жест­кости, расслабления и напряже­ния, быстроты и замедленности.

В каждом стиле существует свой канонический набор таолу, благо­даря которым через особую гео­метрию движений реализуются внутренние принципы ушу. В ком­плексах изучаются не просто ком­бинации приемов, как полагают многие, но определенные принци­пы — ли, лежащие в основе стиля, в том числе и принципы энергети­ческой работы, умения направить ци и внутреннее усилие — цзин в ту или иную точку тела.

Залогом успешного выполнения таолу, помимо правильной техни­ки, служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, пра­вильное дыхание и некоторые другие факторы, сообщаемые учителем ученику в устной форме. Учитывая то, что занятия ушу представляют собой способ са­мопознания, физического и ду­ховного восхождения, таолу явля­ется наиболее эффективной и до­ступной формой динамической медитации, а его направленность на совершенствование двигатель­ных умений и навыков делают его уникальным средством избавле­ния от многих физических недугов и дефектов развития. Кроме того, таолу служит надежным средст­вом физической и психической регуляции, мобилизации всех внешних и внутренних сил.

Как уже отмечалось, при выпол­нении таолу ритм имеет большое значение. Многие тао исполняют­ся под бой барабана, метроном или просто под музыку. Как изве­стно, ритм освобождает сознание от бремени формальной логики, раскрепощает психику, снимает эмоциональное напряжение. Таким образом, таолу формируют состояние готовности тела и духа к борьбе, регулируют психичес­кую деятельность, снижают веро­ятность стресса, мобилизуют во­лю. Они содержат огромный запас военно-прикладного знания. При их выполнении прорабатывается каждый мускул, и каждый нерв, обновляется запас энергии в ор­ганизме. Таолу можно выполнять в считанные минуты, в любом воз­расте, в любую погоду, в любом помещении, в любой одежде, со снарядами или без них, в одиноч­ку, с партнером или в большом коллективе.

Старые мастера учат: «Человек делает тао, тао делает человека».

Второй раздел — это дыхатель­ные упражнения, число и характер которых может варьироваться в зависимости от конкретной мето­дики, возраста и уровня подготов­ленности занимающихся. Основная цель дыхательных уп­ражнений — добиться максималь­ного потребления кислорода за счет увеличения легочного объе­ма с одновременным уменьшени­ем частоты дыхания в состоянии покоя. Дыхание является самой главной и жизненно необходимой из физиологических функций бел­кового организма. Не секрет, что без пищи человек может жить больше месяца, без воды — не­сколько дней, а вот без воздуха всего несколько минут. Практика специального дыхания в ушу поз­воляет сделать дыхание макси­мально эффективным. Она позво­ляет нам реально развивать ог­ромную жизненную силу, укрепить внутренние органы и радикаль­ным образом избавиться от мно­гих болезней за счет оптимизации функций всех органов и систем.

Третий раздел, составная часть ушу и кардинальный этап интег­ральной подготовки — это психо­физический тренинг. Многовековая его кристаллиза­ция выработала принципы естест­венной саморегуляции, позволя­ющей человеку спонтанно выби­рать оптимальный вариант дейст­вия — будь-то в смертельном по­единке или в банальной жизнен­ной коллизии. Психотренинг на­правлен на стопроцентную моби­лизацию возможностей человече­ского мозга, на резкое обостре­ние всех пяти чувств, на улучше­ние памяти, образного и логичес­кого мышления, а также на снятие психических стопоров.

Наверх ↑