Летние игры для умников и умниц

Летние игры для умников и умниц

В любое время года можно организовать прогулки таким образом, чтобы малыш научился замечать то, что его окружает, заинтересовался миром вокруг. Лето подходит для этого лучше всего яркого, необычного, интересного: смешные муравьи и веселые бабочки, разноцветные цветы и зеленые листья, крошечные травинки и огромные деревья, солнце, небо, облака…

Гуляя во дворе или в лесу, отдыхая на даче или у моря, обращайте внимание крохи на все, что происходит вокруг, называйте встречающиеся предметы, растения, насекомых. Пусть он рассматривает всевозможные цветы, сравнивает листики разных деревьев, узнает, что из желудя вырастает дуб, а из каштана — дерево каштан. Одним словом, во время любой прогулки можно отыскать массу поводов и возможностей, чтобы «поразвивать» малыша. Позовем на помощь окружающий нас живой и неживой мир. Он и считать научит, и наблюдательность потренирует, и новые знания подарит, и развитию мышления поспособствует…

Ракушки-развивашки

На морском берегу у вас всегда есть под рукой замечательные помощники для развивающих игр с ребенком. Это ракушки и камешки. Вот простая игра, которая не только займет малыша, но и станет полезным упражнением для развития тактильной чувствительности, научит ребенка мысленно воспроизводить образы, которые он видел, т.е. потренирует его память. Сначала вместе с малышом отберите пару десятков ракушек нескольких видов (гребешки, мидии т.п.). Пусть малыш сначала внимательно рассмотрит и пощупает ракушки. Отведите для этого 5 мин. Затем завяжите ребенку глаза, и пусть ее он рассортирует ракушки по видам ощупь. В одной кучке должны оказаться все мидии, в другой — гребешки, в третьей — рапаны и т.д. Затем снимаем повязку и проверяем, все ли у нас получилось правильно. Наверняка малышу понравится эта игра, и он захочет попробовать еще. Ребятишки очень любят игры с завязанными глазами.

«Песочные» крестики-нолики

А теперь в крестики-нолики сыграем! Играть в них на бумаге здорово, чертить палочкой на влажном песке — замечательно. Но мы поиграем ещё интереснее! Игровое поле нарисуем на песке, а вот крестики и нолики рисовать не будем. Вместо них будем выкладывать в клеточки камешки и ракушки. В остальном же все, как и в привычной игре: кому удастся положить в ряд три ракушки или три камешка, тот и выиграл.

Тренируем не только ум, но и ловкость!

Ваш сын или дочурка умеют бросать камешки в воду так, чтобы они, как лягушки, сначала совершили несколько прыжков, отталкиваясь от поверхности, а только потом плюхнулись в воду? Если нет, научите их этому нехитрому фокусу. А потом отыщите небольшой плоский камешек, положите его на ладонь, слегка подбросьте и снова поймайте, но уже тыльной стороной ладони. Затем сделайте так, чтобы камешек вновь очутился на ладони. Малыш тоже захочет повторить упражнение вслед за вами. А еще можно устроить соревнование: кто сможет дольше подбрасывать камешек и не уронить. А потом научите малыша жонглировать двумя камешками. Делается это так. Два камешка берут в две руки. Правой рукой камешек подбрасывается вверх, пока он находится в воздухе, перекладываем камешек из левой руки в правую, и ловим камень уже левой. Затем цикл повторяется. Сначала пусть малыш медленно освоит технику упражнения, а затем наращивает скорость. А там, глядишь, и тремя предметами жонглировать научится.

Забавная математика

Нет необходимости усаживать малыша за книжки, чтобы лишний раз потренироваться в количественном счете. Ведь считать можно не только нарисованных в книжке птичек и бабочек, а и самых настоящих. Причем, последних считать куда веселее. Например, предложите малышу сосчитать, сколько кошек вы встретите за прогулку. На первый взгляд — это очень простая игра. Но, кроме повторения счета она еще и память развивает, и наблюдательность, и внимание учит концентрировать. Если интересно и получается легко, усложняем немного. Будем одновременно считать ворон, голубей и воробьев, стараясь удерживать в памяти каждое новое число. А в конце прогулки сложим числа и узнаем, сколько же всего птиц мы сегодня видели. Предложите малышу провести самое настоящее научное исследование: определить, сколько возле вашего дома растет берез, лип, дубов, рябин, тополей, каштанов и т.д. Можно даже на прогулку небольшой блокнот взять результаты исследования и записывать в него. Или так: пусть малыш выберет для себя несколько объектов наблюдения. Например: кошки, собаки, вороны, бабочки, божьи коровки. Можно нарисовать в блокноте каждого, из этих животных. Теперь будем ставить палочки возле каждой картинки как только встретим искомое животное. Потом сосчитаем палочки и узнаем, кто и сколько нам встретились за время прогулки. А можно и иначе считать. Например, сколько разных видов насекомых вам удастся отыскать. Так ребенок будет не просто считать, а внимательно искать: в траве, на стволах деревьев, над цветами и просто под ногами. Даже во дворе у дома можно заметить много ской разных видов. А дома отыщите в детской энциклопедии по встречавшихся вам насекомых и прочитайте о них что-нибудь интересное. А может малыш захочет их нарисовать? На лесной прогулке можно считать, сколько раз прокукует кукушка. Отличная и забавная тренировка!

Познавательная математика

А вы знаете, что есть насекомое, которое помогает определить температуру воздуха? Это сверчок. Если во время вечерней прогулки с малышом вы услышите его звонкое стрекотание, сосчитайте, сколько звуков он издает за минуту. Это потренирует способности малыша в количественном счете. Затем мама прибавит к полученному числу 32, сумму умножит на 5 и разделит на 9. Получившееся в результате число и будет примерной температурой воздуха. Сравните ее с показаниями градусника и проверьте на собственном опыте, верно ли показывает «сверчковый» термометр или нет. Наверняка, определение температуры с помощью сверчка произведет на ребенка неизгладимое впечатление, даже если результаты будут неточными. Если ребенок еще не знаком с термометром, то вот вам подходящий повод для знакомства.

«Живая» линейка

А теперь самое время вспомнить смешную историю о мартышке, слоненке, удаве и 38 попугаях. Г. Остер придумал замечательную конкретную меру длины, которая малышам куда понятнее, чем наши взрослые абстрактные метры и сантиметры. И вы с малышом можете точно так же измерять любое расстояние если и не попугаях, то в Машах, или Мишах, или Илюшах — кому как больше нравится. Только сначала нужно выбрать средство для проведения замеров. Например, длину указательного пальца ребенка, или длину руки от локтя до запястья, или даже рост малыша. Теперь выбираем объект для измерения (скамейка, куст, расстояние от пляжного коврика до моря), вооружаемся «живой линейкой» и начинаем измерение. А потом пойдем дальше. Предложите ребенку измерить любое расстояние а вот тут пусть выберет сам, в чем будем измерять. Например, в качестве измерительного прибора может выступать карандаш, книга, крышка от бутылки и т.п. Прежде, чем начать измерение, нужно предсказать размер предмета. Определяем на глаз, сколько палочек от мороженого понадобится, чтобы измерить, скажем, длину пляжного полотенца. Каждый игрок высказывает свои предположения, а затем начинаем измерять. Кто оказался ближе всех к истине, тот и победил.

Песочные науки

Уже никого не удивишь рассказом о том, как полезны для малыша игры в песочнице. В последнее время появилось даже целое направление в терапия песком. Но психотерапии песок — это еще и замечательный инструмент для познания окружающего мира. Давайте и посмотрим на него с этой точки зрения. Например, рассматривали ли вы когда-нибудь песок под лупой вместе с ребенком? Возможно, малыш всегда воспринимал песок, как нечто неделимое, как единое целое. А вот под лупой отчетливо можно разглядеть отдельные песчинки: они бывают разного цвета, формы и размера. Сравните песчинки речного песка и песка морского, а также того, что насыпан в песочницу во дворе. Если посмотреть в лупу на мокрый песок, малыш легко сможет ответить на вопрос, почему сухой песок сыпется, а мокрый — нет. Намокшие песчинки липнут друг к другу, вот песок и теряет свою сыпучесть. А что с ним произойдет, когда он вновь высохнет?

Для юных экспериментаторов

Проведем опыт: пусть малыш возьмет пластиковый стаканчик или небольшое ведерко, наполнит его сухим песком и медленной струйкой высыплет на землю. Интересно, что сколько бы раз он не проделывал это, горка песка всякий раз будет одинаковой (старую кучку каждый раз нужно убирать и сыпать песок на ровное место). Пусть малыш поэкспериментирует: может быть, если сыпать песок медленнее и аккуратнее, то горка получится выше? Нет, ничего не поможет. Это связано с особым физическим явлением, называемым «угол покоя». Когда ваш песчаный конус достигает этого значения, все последующие песчинки уже не задерживаются на нем, а скатываются вниз. Для каждой сыпучей породы «угол наклона» свой, а, значит, и высота конуса будет своя.

Волшебная песочница

В песочнице можно учить буквы, цифры, геометрические фигуры — все, что захочется. Причем, буковки можно не только писать палочкой на влажном песке, а затем и читать разные слова. Их можно лепить из песка (точно так же, как мы лепим песчаные заборчики) и даже выкапывать в песке в виде канавок. «Ну-ка, малыш, слепи мне букву «О». А что это за букву я выкопала в песке? Правильно, «М». А теперь давай слепим из песка твое имя!» Так одновременно и буквы учим (а ведь считается, что через ощущения любая информация запоминается куда лучше), и моторику с тактильной чувствительностью развиваем, да еще и играем на свежем воздухе. Вот вам простая, забавная и очень полезная игра для умеющих читать ребятишек, в которую можно, конечно, играть и дома на бумаге, но куда интереснее на песчаном берегу. Она покажет малышу, как изменение всего одной буквы полностью меняет смысл слова. Итак, напишем палочкой слово «кот», а рядом на песке нарисуем смешную кошачью мордочку. Теперь сотрем букву «о» и поменяем ее на «и». Что получилось? Все, нет больше кота, стираем его. Вместо него на нашем рисунке плавает кит. Таких пар слов можно придумать очень много: коза-коса, майка-зайка, лук-жук, сом-дом и др.

Изучаем природные зоны

В песочнице можно попытаться создать целые природные зоны. Особенно, если включить в игру небольших резиновых животных, наборы которых продаются сейчас повсеместно и стоят совсем недорого. Как вам идея воссоздать пустынный пейзаж? Пустыня имеет с песочницей одно очень важное сходство: и там, и там есть песок. Так что делаем при помощи ладошек песчаные дюны и барханы, заселяем палочками-саксаулами, а замечательные кактусы получатся из слепленных вместе репейных колючек. Дополняем пейзаж верблюдами и змеями и устраиваем пыльную бурю. Да, а не добавить ли нам в нашу пустыню оазис? Подобным образом можно смоделировать и джунгли, горы, и морское побережье. Только представьте, сколько нового и интересного узнает ваш кроха об окружающем мире просто играя в песке! Конечно, в подобных играх ему не обойтись без вашего активного участия, помощи и советов.

Ни дня без творчества!

И, конечно, в череде развивающих игр не стоит забывать о развитии творческого потенциала. Смастерите с малышом симпатичное украшение интерьера, для которого нам понадобятся камешки, ракушки, красивые веточки, птичьи перья, одним словом, все то, что так любят собирать малыши во время прогулок у моря, в лесу или просто в своем собственном дворе. Итак, отберите небольшие камешки. Вместе с малышом покрасьте их в разные цвета, а затем покройте лаком. Если взять акриловые краски, то лаком можно и не покрывать. После высыхания эти краски не пачкаются. Готовые камешки насыпьте в большой стеклянный бокал, чашу, плоскую вазу. При желании, дополните композицию ракушками (их тоже можно покрасить, или оставить, как есть), бусинками, стразами, небольшими цветными пуговицами. В этот яркий «коктейль» можно вставить птичьи перья, засушенные листья и цветы, красивые веточки в общем, все, что сочтете нужным. А сколько возможностей для творчества дарит нам песчаный пляж! Можно и рисовать на песке, и оставлять отпечатки ладошек, формочек и прочих подходящих предметов, и выкладывать узоры из камешков и ракушек. Да, вариантов такого творчества много.

Делаем песочную «мозаику»

Сначала рисунок нужно нарисовать, проделывая в песке бороздки палочкой, а еще лучше, пальцем. Теперь в бороздку-контур выкладываем камешки или ракушки плотно друг к другу. В результате получаем симпатичный силуэт. Для самых маленьких творцов силуэт нарисует мама. Сделайте его попроще: солнышко, елочка, морская звезда. И пусть кроха пыхтит над художественным оформлением. Это очень полезно для его пальчиков. А ребятишки постарше могут, конечно, и сами рисунок нарисовать — но с мамой-то интереснее! Так что нарисуйте уж и для них... Но, пожалуй, самое главное в подобных играх — это искренняя заинтересованность родителей, желание открыть для своего маленького исследователя всю красоту мира, увлечь его тайнами загадками, научить не только смотреть, а и видеть...

Веселых вам игр, увлекательных экспериментов и удивительных открытий!

Юлия Каспарова

Наверх ↑