Как привить ребенку правила этикета

Как привить ребенку правила этикета

Согласитесь, приятно чувствовать умиление и восхищение окружающих в ответ на умение вашего ребенка кушать ложкой и вилкой, чинно здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста». Но до сих пор считалось, что воспитание подобных навыков требует строгости и даже определенной жесткости. Как же не перегнуть палку? Ведь хочется, чтобы маленький человечек рос в любви и чувствовал себя счастливым…

ЭТИКЕТ — совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе. Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV(1638 — 1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться в обществе. Что откуда берется?

Как часто мы в раздражении спрашиваем себя: откуда наше чадо научилось «плохим» словам? Почему она или он так вздорно ведет себя на людях? С чего вдруг берется у ребенка манера капризничать или вести себя неподобающим образом в гостях? Приходится с горечью осознавать, что подобные «примеры» дети часто видят вокруг себя. Ведь малыш во многом — лишь яркое отражение своих родителей.

С ранних лет он неосознанно копирует маму и папу, считая их центром Вселенной и эталоном поведения. Попадая в наш необъятный мир, кроха, подобно белому листу бумаги, «записывает» в свою память все, что видит и слышит вокруг себя.

Среда, которая окружает ребенка, люди, с которыми он общается, — все это бесценные источники информации, несущей в себе все разнообразие мироздания.

Поэтому задача родителей на всех этапах взросления ребенка — научить его отделять плохое от хорошего и общаться с этим миром, не роняя собственного достоинства. Как это сделать? Только на основе реального примера. Ни наказания, ни строгий голос не окажут должного воздействия, если слова взрослых не будут совпадать с их поступками.

Основа основ — внимание

Писаные и неписаные правила поведения в обществе сопровождают нас ежедневно. Многие поступки мы совершаем, не задумываясь, и подчас нам самим трудно понять, почему мы ведем себя так, а не иначе. Но ребенку все это нужно объяснять — терпеливо, день за днем, месяц за месяцем. Очень многие тонкости человеческих отношений малыш не в силах будет постичь сразу, однако воспитывать в нем «слепое» чувство вежливости будет величайшей ошибкой. Не нужно заставлять свое плачущее или стесняющееся чадо протянуть ручонку к тете или дяде, который ему не нравится. Мы с вами можем быть уверены, что это хорошие люди, но ребенок не всегда разделяет наши взгляды. Лучше попытаемся понять, почему он отчаянно не хочет «знакомиться». Представим на секунду, что нам приходится протягивать руку незнакомому человеку и при этом постоянно и мучительно смотреть вверх, потому что он гораздо выше ростом. Приятного мало, не правда ли? А каково в этой ситуации ребенку? Чтобы проявить дружелюбие, взрослому лучше присесть на корточки и протянуть руку карапузу. Это будет выражением внимания к чувствам маленького человека, позволит ему почувствовать нашу заботу, понимание и любовь. И, безусловно, поможет ему вырасти уверенным в себе человеком.

Идем в гости

Вы поймете всю важность этой темы, если у вас когда-нибудь возникали сомнения, приглашать ли некоторых друзей вашего ребенка в гости еще раз. Не секрет, что воспитанных детей в гости приглашают чаще, с ними спокойнее и взрослым, и детям.

Каков гость, таков и прием

Ребенок может оказаться гостем на час, просто заглянуть поиграть к приятелю, или получить приглашение на несколько дней с ночевкой. И чем дольше он будет оставаться в гостях, тем медленнее будет тянуться время для хозяев, если он не умеет и не хочет вести себя правильно.

Чтобы стать хорошим гостем, надо представить себе, что ты хозяин. Это не значит, что нужно вести себя подобно хозяину, а просто ставить себя на его место. Следует думать, как хозяин, и представлять себе, что бы ты сам чувствовал в этот момент. Необходимо относиться к хозяину таким образом, как бы вы сами хотели, чтобы ваши гости относились к вам.

Окружающим должно быть приятно общаться с гостем. Напомните ребенку, чтобы в гостях он:

  • воздержался от неуместных вопросов и предложений, типа: «Почему бы всем не перебраться в гостиную, где стоит телевизор, и не попить горячий шоколад там»;
  • предлагал свою помощь, где возможно: например, убрать рисунки, которые все только что рассматривали;
  • был сговорчивым и соглашался участвовать в предлагаемых развлечениях;
  • воздерживался от замечаний типа «Я уже этот мультик видел тысячу раз», если остальные гости хотят его посмотреть.

Каждая попытка ребенка понравиться будет по достоинству оценена хозяевами. Если с ним будет приятно общаться, ему могут самому предложить выбрать общую игру для всех гостей. И его обязательно пригласят еще раз.

Объясните ребенку, что семьи по-разному организуют свой быт и праздники. Если поведение ребенка не нарушает моральных принципов его собственной семьи, он может поступать так, как принято в доме, куда он попал. Он должен приспособиться к расписанию, по которому живут хозяева: когда обедать, когда ложиться спать, когда смотреть телевизор, сколько времени сидеть перед компьютером, — пусть даже для него это непривычно. Следует уважать заведенные порядки, например, относить грязную посуду на кухню или не ходить по дому в обуви.

Что сделать, чтобы вас пригласили еще раз

Новое приглашение гарантировано ребенку, который:

  • позвонит и предупредит об опоздании;
  • с уважением относится к чужому имуществу (не бегает и не прыгает в доме, вытирает ноги и не тащит грязь за собой в дом, не ломает игрушки) ;
  • не подсматривает, не открывает двери, если они закрыты, не интересуется случайно оставленными личными бумагами;
  • оставляет после себя ванную комнату аккуратной, кладет зубную щетку в футляр, не разбрасывает одежду;
  • громко не разговаривает;
  • дружелюбен со всеми обитателями дома, как бы мало он с ними ни общался;
  • идеально ведет себя за столом: жует с закрытым ртом, стряхивает крошки с губ салфеткой, вытирает об нее руки, благодарит за угощение;
  • соблюдает заведенный распорядок дня;
  • перед отъездом благодарит хозяев;
  • если хочет окончательно сразить их, напишет открытку в знак признательности.

Попрощаться и вовремя уйти

Умение вовремя прощаться и уходить очень пригодится ребенку. Это так же вежливо, как умение не опаздывать.

Детям часто не хочется расставаться с друзьями, когда родители приезжают, чтобы увезти их домой. Они начинают просить, чтобы их оставили поиграть еще чуть-чуть. Вы можете показать пример ребенку, не затягивая прощание сами. Быстро поговорите с родителями приятеля, пусть ребенок тоже поблагодарит за приглашение, и, не задерживаясь, уезжайте. Если он поймет, что вы сами болтаете минут двадцать, он может начать с другом новую игру. Тот, кто стоит у выхода, накинув на себя пальто, уже держится за ручку двери, а сам продолжает обсуждать одну тему за другой, не вызывает симпатии. Хозяин будет продолжать разговаривать с вами, но, может быть, он просто не знает, как повежливее выставить назойливого гостя за дверь.

ПОДАРКИ

Дети так любят получать подарки, что иногда, забывая о хороших манерах, начинают их выпрашивать. Свои первые подарки, например, ко дню рождения друга, они иногда дарят с некоторой неохотой. А как было бы здорово оставить этот подарок для себя! Вам даже приходится покупать две одинаковые вещи: одну в подарок, другую для собственного ребенка.

По мере взросления ребенка получение и дарение подарков приобретает для него другое значение. Он начинает понимать, что не следует покупать слишком дорогие подарки. Он также не должен испытывать чувства вины, если не сможет купить подарок, который вас семейный бюджет не выдержит. Правильнее купить не очень дорогой, но желанный подарок.

Подарки дарят по особым случаям: дни рождения, юбилеи, окончание учебного заведения, День Святого Валентина. Их дарят в знак дружбы или любви.

Ребенок никогда не должен дарить подарки, чтобы оказать на кого-нибудь влияние. Объясните ребенку, что подарок, не приносящий радости уже не подарок.

Выбор подарка

Особые случаи, свадьбы или дни рождения, требуют особых подарков. Чтобы облегчить себе задачу, дарящие часто спрашивают ребенка или его родителей, что бы он хотел получить. У некоторых детей по этому поводу такое богатое воображение, что они превращают вас в свою копилку: «Я хочу школьную форму для моей куклы Молли, последний диск Бритни Спирс и черное ожерелье».

Если ребенка спрашивают о том, что бы он хотел получить в подарок, он должен лишь показать общее направление: «Мне нравится наряжать свою куклу, я люблю что-нибудь музыкальное, бижутерию. Все хорошо, я люблю сюрпризы».

При выборе подарка ребенок должен помнить об увлечениях, предпочтениях и особых чувствах приятеля. Подарок не должны делать в надежде изменить другого человека. Если ваш ребенок любить читать, а его друг увлекается рыбалкой, но равнодушен к книгам, не следует дарить книги. Это подарок другу, а не самому себе.

По каким случаям дарят подарки

Существует множество случаев, когда подарок является знаком нашего внимания и доброты. Небольшие подарочки не дают этому ритуалу потерять своей свежести. Замечательно, когда дети дарят что-то, сделанное своими руками. Помогите ребенку сопроводить свой подарок соответствующей открыткой или запиской. Конечно, и так сразу становится понятно, кто преподнес подарок, но написанная от всего сердца записка, делает подарок значительно ценнее. Возможно, только она, а не сам подарок, сохранится через много лет.

Когда же следует напоминать ребенку о необходимости позаботиться о подарке?

  • день рождения учителя или конец учебного года: торт, цветы, открытка;
  • день рождения друга или подруги: что-нибудь для поделок, модели автомобилей, компакт-диски, заколки для волос или косметика, блесны, мягкие игрушки, настольные игры;
  • в знак признательности обслуживающему персоналу в больнице (если ребенок был вынужден там долго оставаться): корзина с фруктами, шоколадные конфеты для всех, цветы;
  • тренеру в конце сезона: купоны спортивного магазина, мяч с автографами всех членов команды;
  • близкому другу, не связывая подарок с каким-либо событием: безделушки, памятные фотографии в рамках, сувениры из поездок, что-нибудь для его коллекции (марки, монеты, камешки, мягкие игрушки).

Если подарок не нравится

Все подарки заслуживают искренней благодарности, хотя некоторые из них могут и не понравиться. Главным для ребенка должен быть тот, кто дарит подарок, а не то, что он дарит. Он думал, что подарить, тратил свое время на поиски и всячески старался угодить. Если оказалось, что подарки одинаковые:

  • можно оставить оба;
  • можно найти способ один вернуть;
  • можно оставить оба и потом один подарить кому-нибудь.

Те, кто дарит подарки, затрачивают много усилий на их выбор, поэтому ребенок должен показать, что он рад обоим подаркам. Он не должен спрашивать, где был куплен подарок, чтобы вернуть его или обменять, пусть об этом, в крайнем случае, подумает дарящий.

Если ребенок планирует подарить этот подарок кому-то еще, это должна быть другая компания детей. Не следует выставлять свой поступок напоказ, но и скрывать его не нужно. Если потом его спросят о том, как он поступил, он может признаться, что обменял подарок или что он ему очень нравился, и он был уверен, что его приятелю этот подарок тоже понравится.

Несколько вежливых фраз

Научите ребенка нескольким вежливым фразам, и он произведет впечатление культурного человека:

«Добрый день» При встрече с родителями приятеля ребенок должен поздороваться с ними, глядя в глаза. Если он стесняется, то самому продолжать разговор не нужно. Но он должен быть готов потратить несколько минут, отвечая на вопросы родителей, если они их зададут, прежде чем броситься играть с другом;

«Я бы выбрал шоколадное мороженое» Если хозяева предлагают выбор между шоколадным или ванильным мороженым, вежливее дать конкретный ответ, это означает, что их старания гостем оценены;

«Мне очень понравилось, как мы провели время вместе» Приятелю будет приятно это услышать. Не стоит заставлять его гадать;

«Спасибо за то, что пригласили меня в гости» Каждый гость должен уметь благодарить. Ребенок может сказать, что ему понравились сладости, которыми их угощали, что ему понравилось лепить из глины игрушки и обжигать их и т.д.;

«Всего хорошего» Прежде чем запрыгивать в машину, когда вы за ним заедете, ребенок должен вежливо попрощаться с родителями друга. Отличный способ завершить свой короткий визит.

И что же в подарке лежит?

Больше всего потенциальных подвохов таит в себе момент вручения подарков. Прежде всего, ребенок не должен набрасываться на гостя и вырывать у него из рук подарок, как только тот переступит порог. Гость вручает подарок сам.

Все подарки складывают в одно место, где потом их можно будет посмотреть. Сделайте так, чтобы ребенок открыл подарки во время праздника, а не после него. Друзьям будет приятно видеть его радость — их труд и поиски были не напрасны!

Когда подойдет время смотреть подарки, не позволяйте ребенку торопиться, срывать с них обертки и откладывать в сторону, не узнав, от кого они. Все это нужно оговорить до того момента, когда прибудет первый гость:

  • Вскрывать подарки следует не спеша. Так дольше можно полюбоваться игрушкой. Да и время поблагодарить каждого гостя найдется;
  • Прежде чем вскрывать подарок, ребенок должен посмотреть, от кого он. Если на коробочке карточки нет, что-нибудь может быть прикреплено к самому подарку;
  • Прежде чем вскрывать подарок, следует с улыбкой поблагодарить гостя;
  • Следует по-доброму реагировать на любой подарок и благодарить гостя, смотря при этом ему в глаза;
  • Возможно, ребенку в помощь потребуется кто-нибудь из взрослых, чтобы составить перечень подарков для последующей рассылки открыток с благодарностью.

Благодарим за помощь в подготовке материала Валентину Легкую

Наверх ↑