Как научить ребенка манерам за столом

Как научить ребенка манерам за столом

Животные кормятся, люди едят; но только умные люди умеют есть. А. Брилья-Саварен

В советские времена считалось неприемлемым и даже антисоветским вести себя «буржуазно», то есть соблюдать «куртуазность обхождения» за столом. Радует, что сегодня признаки культуры и хорошие манеры снова в цене.

«Пищевое поведение» человека формируется под влиянием ближайшего окружения, то есть, говоря ненаучным языком, ребенок учится вести себя за столом, скорее повторяя поведение родителей, чем внимая их увещеваниям о том, как надо себя вести.

Ваш отпрыск автоматически будет следовать вашему примеру, если вы привыкли садиться всей семьей за красиво сервированный стол, неспешно получать удовольствие и от еды, и от беседы, и при этом делать это «не в трусах и майке».

Начинать нужно с той поры, когда еще кормите ребенка с ложечки, хвалите его, если удалось поесть аккуратно и не испачкать одежду. А если он и перепачкал все вокруг, не ругайте его, а терпеливо помогите овладеть новым объектом реальности – ложкой.

Не превращайте трапезу в бессрочную и безалаберную процедуру, когда можно, и посадив ребенка в ходунки и, вручив ему ложку, заниматься своими делами («он ведь никуда не денется, пока не поест»). Часто дети используют такую оказию для мести за недостаток внимания: размазывают еду по всем близлежащим предметам. Определите лимиты времени для приема пищи и соблюдайте их всегда, не пытаясь делать при этом несколько других дел параллельно.

Не наказывайте ребенка «отлучением от стола». Не вводите такие санкции, как «будешь лишен обеда!», вместо беседы о том, что заставило ребенка плохо себя вести. Это ведет к формированию перекошенного воспитания еды как награди, которую нужно еще заслужить. И ведь при этом ребенок не извлекает никаких других уроков!

Не заставляйте съесть все, что в тарелке, мотивируя это тем, что выбрасывать еду грешно или что миллионы бедных детей голодают. Ребенок может не хотеть есть или не хотеть есть именно эту пищу.

Во-первых, так бывает при недомогании и приближении болезни, когда просто-напросто нет аппетита (кстати, так организм регулирует распределение энергий в порядке борьбы с болезнью).

Во-вторых, растущему организму требуется то кальций, то фосфор, то железо, и все это в разных пропорциях, и потому малышу иногда хочется какой-то специфической еды, а не того, что сегодня в меню. Чтобы не создавать конфликта, научитесь прислушиваться к тому, что говорит ребенок, учитывать его вкусовые предпочтения при составлении рациона и договариваться с ним в случае, если сейчас нереально дать ему то, что он хочет. Кстати, этим вы окажете бесценную услугу своему чаду: вы научите его прислушиваться к потребностям своего организма и адекватно их удовлетворять (а ведь даже немногие взрослые люди умеют это делать, чем серьезно вредят своему здоровью).

Вознаграждайте ребенка за то, что за столом он ведет себя достойно, как взрослый (что подразумевает почетность и престижность действия). Однако не всегда вознаграждением должна быть конфетка или пирожок. Не обещайте ребенку вкусности за поведение, которое вы считаете хорошим – такая система стимулирования формирует восприятие еды как единицы любви и признания и впоследствии ведет к нарушениям пищевого поведения, таким как булимия (обжорство). Вместо этого выражайте свою любовь и признанием словами, прикосновениями и умением быть с ним по-настоящему вместе.

Ваш ребенок приобретет все необходимые манеры, если в вашей семье заведено следовать такой философии: еда не должна быть только полезной или только эстетичной; она должна приносить удовольствие и вкусом, и видом, и своей рациональность, и обществом, в котором ее принимают. Поверьте на слово: если уж вы соблюдаете такой баланс, то и хорошие манеры приживутся сами собой.

Елена Корнеева,

психолог

Наверх ↑