Как научить близнецов делиться

Как научить близнецов делиться

Одна из самых серьезных проблем воспитания близнецов – обучение их искусству совместного владения вещами. Ваши малыши не простаки: каждому необходимы ЕГО игрушки, ЕГО одеяло, ЕГО плюшевый мишка. И, поверьте, вам никогда не уговорить малышей – они хотят иметь то, что им принадлежит по праву… и немного сверх этого. Как же донести до детей идею ОБЩЕГО? Как объяснить им, что в жизни порой нужно уметь делиться?

Ребенок рождается в неведении о том, как делиться, и, особенно, зачем делиться. Этому необходимо научить как можно раньше, дабы избежать серьезных стычек между малышами. Хотя придется потрудиться: дети просто не понимают, чего от них хотят. От рождения до 7 лет они заняты тем, что учатся управлять своим телом и приспосабливаться к внешнему миру (стоять, ходить, бегать, кидать мяч, поворачивать ручки и т.п.). Социальные отношения (включая и отношения собственности) находятся на втором плане. Они выйдут на первый план только с возрастом. А пока можно готовить детей к вступлению в такие отношения, снабдив каждого из них игрушкой, которая ему интересна и создав условия для занятий, которые ему небезразличны. Возвращая отобранную одним ребенком игрушку другому ребенку (ее «законному» владельцу), скажите: «Это мячик Павлика, вот, возьми свой!» Учтите, что в случае с новыми игрушками детям до 12 лет особенно сложно делиться приобретением.

Карлина, эксперт-бихевиорист, предлагает возможные решения, которые уменьшат число споров (и драк) между близнецами. Объединяющим началом могут стать игрушки, предназначенные для развития воображения. Такие игрушки не приходится делить, поскольку они предполагают совместную игру путем придания игрушке тех качеств, о которых один ребенок должен сообщить другому, чтобы договорится, в какой роли будет выступать этот предмет в совместной игре. Это, например, деревянные бруски и цилиндры различных размеров, маленькие неокрашенные фигурки животных, разноцветные мячики, изготовленные из мягких материалов, цветные кусочки тканей (хлопковые и шелковые), «разнокалиберные» коробочки, домики для кукол и игрушечные предметы обихода и т.п.

Если все же будете делить игрушки между детьми, используйте рациональный подход. Объясните вашим близнецам, что если они будут продолжать спорить из-за одной игрушки, то других игрушек не получат (или что игрушку, ставшую предметом спора, не получит ни один из детей). Твердо исполняйте введенные вами правила, тогда метод будет работать. Любое сделанное исключение мгновенно разрушает усилия по введению правила.

Сторонники рационального подхода считают, что главное при воспитании в детях чувства разницы между «мое» и «наше» – это не давать воли детской импульсивности, которая заставляет ребенка отбирать игрушку у брата или сестры. Для этого надо научить ребенка получать вещь другим способом, нежели отбирание: если сын отнял игрушку у дочери, верните ей эту игрушку, а сыну скажите: «Твоя сестренка играет сейчас с телефоном. Когда она закончит, наступит твоя очередь». Не забудьте проконтролировать, чтобы так и произошло, и ваш сын получил вожделенный телефон. Вы показываете, что он может всегда быть уверен в том, что его очередь все равно придет.

Если дочь не расстается с телефоном ни на минуту, попробуйте ограничить ее во времени. Скажите, что через пять минут она должна уступить очередь брату. И учите детей меняться. Скажите сыну: «У твоей сестры есть телефон, и если ты действительно хочешь поиграть с ним, почему бы тебе не подобрать другую игрушку, которая ей понравится, и попытаться уговорить ее поменяться с тобой?»

Еще один вариант – поучаствовать самой (самому) в детских играх и приучать детей к совместному владению игрушками. Вы можете сказать: «У меня есть грузовик. Я бы хотел, чтобы ты им тоже играл. А ты мне дашь того маленького человечка, с которым ты сейчас играешь, можно? Нет? Ну ладно, может, попозже поменяемся…». В другой раз скажите: «У тебя есть автобус, у меня – машина. Давай меняться!»

Отличный способ обучения малышей – личный пример. Пускай папа купит новую игрушку для себя (например, карманный фонарик), и вы покажете детям, как мама и папа сообща пользуются ею. И пусть это звучит диковато для взрослого, но ребенок отнесется к такому событию вполне серьезно. Повторяйте эксперимент с другими «игрушками» и увидите, как дети будут брать с вас пример.

Наверх ↑