Из чего только сделаны девочки… Из чего только сделаны мальчики…

Из чего только сделаны девочки… Из чего только сделаны мальчики…

Помните этот незамысловатый мотивчик? Мои коллеги психологи, обладаю­щие отменным чувством юмора (а это непременная, даже профессионально необходимая черта характера хорошего психолога) сказали бы, что именно эта песенка наглядная иллюстрация половой идентификации ребенка.

Физиологически и психологичес­ки половые различия человек по­лучает от рождения. Мальчики и девочки — два разных мира, они разными темпами развиваются, в разных видах деятельности по-разному взаимодействуют, общаются и чувствуют по-разному. Отчего это происходит? Один из вариантов ответа — известная те­ория асинхронной эволюции муж­ского и женского пола. Автор тео­рии — доктор биологических на­ук, генетик В. Геодакян.

Суть теории в следующем: жен­ский пол ориентирован на сохра­нение признаков развития, кото­рые надо, унаследовать. Таким образом, потомки будут больше похожи на родителей. А мужской пол ориентирован на дальнейший поиск, на развитие человека: у мужчин аккумулируются новые полезные измененные черты приспособления человека к среде. Следовательно, мальчики и де­вочки действуют соответственно этим тенденциям, а это, естест­венно, отражается на стратегии мышления (вспомните знамени­тое выражение «женская логи­ка»), отсюда же различия в эмо­циональном восприятии жизнен­ных событий. Эти различия долж­ны знать и понимать взрослые люди, которые детей обучают: пе­дагоги, воспитатели, учителя, ну и, конечно же, самые главные люди для детей — мамы и папы.

Именно мамы и папы — образец для подражания, именно мамам и папам приходится отвечать на бесконечное количество самых разнообразных вопросов, в том числе и искать ответы на трудные для родителей вопросы. Например: «Откуда берутся дети?». «Ку­пили в магазине», «Нашли в капу­сте», «Аист принес»? Нет, все эти варианты у современных деток не проходят. На дворе XXI век. А гла­за и уши у детей открыты, поток информации, нужной и не очень, возрастает с каждым днем.

Как же отвечать? В зависимости от возраста ребенка, вашей лич­ной семейной истории, традиции, отношения к религии, уровня об­разования и т. д. Одним из вари­антов ответа может быть совет известного американского педи­атра Б. Спока, человека находчи­вого, и в свое время авторитетно­го не только среди американских родителей. Спок считал: сначала можно сказать, что ребенок живет в специальном месте внутри ма­мы. На первый раз достаточно. Через определенное время ребе­нок продолжит расспросы: «Как ребенок попадает в середину и как оттуда выходит?» Самый про­стой ответ: ребенок вырастает из маленького семечка, которое бы­ло внутри мамы всегда, и когда он становится достаточно большим, выходит наружу из специального отверстия, предназначенного для этой цели. Через какое-то время ребенок заинтересуется ролью папы. Отвечать ему нужно и мож­но очень просто: ребенок начина­ет расти только тогда, когда папа полюбит маму.

От ответов на такие вопросы не уйти. К ним надо быть готовыми. Отвечать просто, кратко, доброжелательно. К сожалению, помню я одну молодую маму, достаточно хорошо образованную и начитан­ную, которая с ужасом в глазах рассказывала, что ребенок спра­шивает ее «о всяких гадостях» и спрашивала: «Что мне с этим де­лать? Кто его этому научил?» Ей бы радоваться, что с таким вопро­сом ребенок все-таки решил об­ратиться к маме, как к самому важному человеку, а мама вдруг в панике... «Гадостью» любовь ро­дителей друг к другу, в результате которой появляются дети, делают сами взрослые.

Расскажите ребенку, как вы его ждали, мечтали о нем, разговари­вали с ним, когда он еще жил в жи­вотике у мамы и «трудный вопрос» превратится в замечательную возможность укрепить доверие между ребенком и родителями. Учитывайте возраст ребенка. Та­щить анатомический атлас и чи­тать лекцию по анатомии четырехлетнему ребенку смешно и не­лепо. А рассказать историю его появления на свет простыми сло­вами, наполненными любовью — прекрасно.

Важно, чтобы любознательность, интерес к новым знаниям не ис­чез с годами. Этому способству­ют и хорошие, умные книги, и те­левизор, и компьютер, но они ни за что не заменят главного — ва­шего общения. От вас зависит не только эмоциональное, но и ин­теллектуальное развитие малень­кого человека. «Трудные вопро­сы» и ответы на них — залог пра­вильного полового воспитания. Половое воспитание поможет растущему человеку освоить роль мальчика и девочки, потом юноши и девушки, а позже мужчины и женщины (мужа и жены, мамы и папы). Не может быть одинакового воспи­тания мальчика и девочки. Эта раз­ница слышится уже в колыбельных песнях, в обращении к маленькому ребенку («Какая красавица!», «Какой молодец!»). В нашей языковой культуре сразу в обращении к ре­бенку появляется понятие рода (пола) — мужского и женского. Разница — в одежде, играх и т. д. — не формальность, а необходи­мость правильной половой иден­тификации.

К сожалению, часто при воспита­нии детей не учитываются психо­логические и биологические их особенности. Хорошо и нормаль­но, если в первую очередь девоч­ки приучены к женским играм: ма­ма и дочка, с куклами и т. д., а мальчики все же больше играют с машинками, конструкторами, «пулялками — стрелялками». Как писал Януш Корчак, известный польский педагог, у мальчиков больше шишек и синяков, поре­занных пальцев, мальчики быст­рее рвут обувь и одежду, чаще бьют посуду и стекло. Мальчики любят делать все быстро, они ме­нее терпеливы. Девочки жалост­ливее, ближе к сердцу, чем маль­чики, принимают чужое горе и ра­дость. Но в то же время, они бо­лее мелочные и завистливые, бо­лее злопамятны и мстительны. В связи с этим и воспитание с самых-самых первых дней должно быть индивидуальным.

Пожалуйста, помните, дорогие ро­дители, что, несмотря на все мод­ные теории воспитания и образо­вания, несмотря на наш сумас­шедший окружающий мир, девоч­ки — это девочки, будущие мамы, а мальчики — это мальчики, буду­щие мужчины, папы.

Наверх ↑