Помните этот незамысловатый мотивчик? Мои коллеги – психологи, обладающие отменным чувством юмора (а это непременная, даже профессионально необходимая черта характера хорошего психолога) сказали бы, что именно эта песенка – наглядная иллюстрация половой идентификации ребенка.
Физиологически и психологически половые различия человек получает от рождения. Мальчики и девочки — два разных мира, они разными темпами развиваются, в разных видах деятельности по-разному взаимодействуют, общаются и чувствуют по-разному. Отчего это происходит? Один из вариантов ответа — известная теория асинхронной эволюции мужского и женского пола. Автор теории — доктор биологических наук, генетик В. Геодакян.
Суть теории в следующем: женский пол ориентирован на сохранение признаков развития, которые надо, унаследовать. Таким образом, потомки будут больше похожи на родителей. А мужской пол ориентирован на дальнейший поиск, на развитие человека: у мужчин аккумулируются новые полезные измененные черты приспособления человека к среде. Следовательно, мальчики и девочки действуют соответственно этим тенденциям, а это, естественно, отражается на стратегии мышления (вспомните знаменитое выражение «женская логика»), отсюда же различия в эмоциональном восприятии жизненных событий. Эти различия должны знать и понимать взрослые люди, которые детей обучают: педагоги, воспитатели, учителя, ну и, конечно же, самые главные люди для детей — мамы и папы.
Именно мамы и папы — образец для подражания, именно мамам и папам приходится отвечать на бесконечное количество самых разнообразных вопросов, в том числе и искать ответы на трудные для родителей вопросы. Например: «Откуда берутся дети?». «Купили в магазине», «Нашли в капусте», «Аист принес»? Нет, все эти варианты у современных деток не проходят. На дворе XXI век. А глаза и уши у детей открыты, поток информации, нужной и не очень, возрастает с каждым днем.
Как же отвечать? В зависимости от возраста ребенка, вашей личной семейной истории, традиции, отношения к религии, уровня образования и т. д. Одним из вариантов ответа может быть совет известного американского педиатра Б. Спока, человека находчивого, и в свое время авторитетного не только среди американских родителей. Спок считал: сначала можно сказать, что ребенок живет в специальном месте внутри мамы. На первый раз достаточно. Через определенное время ребенок продолжит расспросы: «Как ребенок попадает в середину и как оттуда выходит?» Самый простой ответ: ребенок вырастает из маленького семечка, которое было внутри мамы всегда, и когда он становится достаточно большим, выходит наружу из специального отверстия, предназначенного для этой цели. Через какое-то время ребенок заинтересуется ролью папы. Отвечать ему нужно и можно очень просто: ребенок начинает расти только тогда, когда папа полюбит маму.
От ответов на такие вопросы не уйти. К ним надо быть готовыми. Отвечать просто, кратко, доброжелательно. К сожалению, помню я одну молодую маму, достаточно хорошо образованную и начитанную, которая с ужасом в глазах рассказывала, что ребенок спрашивает ее «о всяких гадостях» и спрашивала: «Что мне с этим делать? Кто его этому научил?» Ей бы радоваться, что с таким вопросом ребенок все-таки решил обратиться к маме, как к самому важному человеку, а мама вдруг в панике... «Гадостью» любовь родителей друг к другу, в результате которой появляются дети, делают сами взрослые.
Расскажите ребенку, как вы его ждали, мечтали о нем, разговаривали с ним, когда он еще жил в животике у мамы и «трудный вопрос» превратится в замечательную возможность укрепить доверие между ребенком и родителями. Учитывайте возраст ребенка. Тащить анатомический атлас и читать лекцию по анатомии четырехлетнему ребенку смешно и нелепо. А рассказать историю его появления на свет простыми словами, наполненными любовью — прекрасно.
Важно, чтобы любознательность, интерес к новым знаниям не исчез с годами. Этому способствуют и хорошие, умные книги, и телевизор, и компьютер, но они ни за что не заменят главного — вашего общения. От вас зависит не только эмоциональное, но и интеллектуальное развитие маленького человека. «Трудные вопросы» и ответы на них — залог правильного полового воспитания. Половое воспитание поможет растущему человеку освоить роль мальчика и девочки, потом юноши и девушки, а позже мужчины и женщины (мужа и жены, мамы и папы). Не может быть одинакового воспитания мальчика и девочки. Эта разница слышится уже в колыбельных песнях, в обращении к маленькому ребенку («Какая красавица!», «Какой молодец!»). В нашей языковой культуре сразу в обращении к ребенку появляется понятие рода (пола) — мужского и женского. Разница — в одежде, играх и т. д. — не формальность, а необходимость правильной половой идентификации.
К сожалению, часто при воспитании детей не учитываются психологические и биологические их особенности. Хорошо и нормально, если в первую очередь девочки приучены к женским играм: мама и дочка, с куклами и т. д., а мальчики все же больше играют с машинками, конструкторами, «пулялками — стрелялками». Как писал Януш Корчак, известный польский педагог, у мальчиков больше шишек и синяков, порезанных пальцев, мальчики быстрее рвут обувь и одежду, чаще бьют посуду и стекло. Мальчики любят делать все быстро, они менее терпеливы. Девочки жалостливее, ближе к сердцу, чем мальчики, принимают чужое горе и радость. Но в то же время, они более мелочные и завистливые, более злопамятны и мстительны. В связи с этим и воспитание с самых-самых первых дней должно быть индивидуальным.
Пожалуйста, помните, дорогие родители, что, несмотря на все модные теории воспитания и образования, несмотря на наш сумасшедший окружающий мир, девочки — это девочки, будущие мамы, а мальчики — это мальчики, будущие мужчины, папы.