Играя, учимся

Играя, учимся

Ваш малыш уже школьник. У него совсем новая, интересная, но, вместе с тем и непростая жизнь. Сколько новых знаний нужно усвоить и навыков осилить! Но, несмотря на свою новую жизненную роль, ребенок по-прежнему остается вашим ребенком. И, так же, как и любому другому малышу, ему необходимо играть. Но ведь существует множество игр, которые способны не только порадовать маленького игрока, а и принести ему огромную пользу, помочь легче справиться со нагрузкой школы, стимулировать познавательные интерес, развивать интеллект. Ваш малыш будет играть. Но, вместе с тем, он будет учиться. Учиться весело, интересно и с удовольствием!

Веселая математика

«Змеиные глаза»

Для того чтобы потренироваться быстро складывать числа в уме, сыграйте с малышом в простую игру с использованием двух обычных игральных кубиков с точками от 1 до 6. Каждый игрок по очереди бросает игральные кости столько раз, сколько захочет, всякий раз прибавляя выпавшие на кубиках числа к уже имеющемуся результату. Задача игрока — получить число, приближенное к 50, не превысив его. Игрок может остановиться на любом числе до 50, назвав его окончательным, или попытаться бросать кубики до тех пор, пока сумма не станет равна 50. Если в процессе бросков выпадут “змеиные глаза” (две единицы) — игрок выходит из игры.

“Скажи “20”

В эту замечательную и полезную игру можно играть даже “на ходу”. Задача игроков: сосчитать до 20 и назвать это число последним. За один ход можно называть одно или два числа. Ходы делаются по очереди, счет начинается с 1. Например, мама говорит: “Один”. Малыш продолжает: “Два, три”. Теперь снова ход мамы: “Четыре, пять”. Теперь опять малыш: “Шесть”… Кому же удастся сказать “двадцать”? С “продвинутыми” маленькими математиками считайте до 50, добавляя за ход от 1 до 5 чисел. Эта игра не так проста, как кажется. Для того чтобы выиграть, необходимо придумать свою собственную стратегию. Удастся ли это вашему маленькому умнику.

“Логика” (бумажный вариант — “Быки и коровы”)

Эта игра способствует развитию логического мышления и комбинаторики у малышей . Классический вариант “быков” — угадывание комбинации из четырех цифр от 1 до 9 (все четыре цифры должны быть разными). Один игрок пишет задуманную комбинацию на своем листочке, а второй — пытается ее угадать. Первым ходом угадывающий записывает на своем листке и называет любую комбинацию. Соперник сравнивает ее со своей и дает подсказки. Каждая правильно угаданная цифра называется “коровой”, а если цифра не только угадана, а еще и стоит на правильном месте, ее называют “быком”. Допустим, отгадывающий игрок назвал правильно 2 цифры из четырех, и для одной из них угадал порядок. Подсказка будет звучать так: “Две коровы и один бык”. Опираясь на полученные сведения и рассуждая логически, игрок делает предположение. И так до тех пор, пока вся комбинация не будет разгадана. Затем игроки меняются ролями. Можно начать играть с упрощенного варианта — заменить цифры цветами и уменьшить их возможное количество до шести. Теперь один игрок будет загадывать цвета, рисуя в ряд четыре разноцветных палочки из шести возможных. А второй игрок — их разгадывать. В остальном правила те же. Несколько раз сыграйте с малышом “в открытую”, убедитесь, что он четко понял правила игры, покажите, как нужно рассуждать. В упрощенном варианте при правильном ходе мыслей, комбинация разгадывается за 3-5 ходов.

 

Игры с буквами

Для ребятишек, которые начали осваивать непростую науку грамоты, игры с буквами будут замечательными помощниками на пути к осмысленному чтению, пониманию тонкостей языка, расширению словарного запаса. Например, покажите малышу, как замена всего одной буквы превращает косу в козу или кита в кота. Уместно будет вспомнить стихотворение “Кит и кот” Б.Заходера. Удивитесь вместе с ребенком, какая вышла путаница всего-то из-за одной буковки! Много подобных загадок-путаниц есть у А.Шибаева в серии “Буква заблудилась”. Эти веселые стихи донесут до малыша важную мысль: каждая буква должна стоять на своем месте. Иной раз замена всего одной буквы в слове совершенно меняет смысл не только самого слова, но и вся фраза превращается в смешную бессмыслицу. Напишите или напечатайте для малыша эти загадки крупным шрифтом, пусть он прочитает их, посмеется над комичностью ситуации, а потом найдет ту самую “заблудившуюся” букву и расставит все на свои места.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук с длинными усами!
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
На виду у детворы крысу красят маляры.
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.
На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.
Забодал меня котел, на него я очень зол.

Составьте вместе с малышом цепочки слов, где замена буквы приводит к образованию нового слова. Например: кот-рот-род-ром-ком-дом и т.д. На этом принципе основана замечательная интеллектуальная игра, придуманная Льюисом Кэрроллом. С ее помощью можно превратить не только кита в кота, а даже из мухи сделать слона. Каждый раз, меняя в слове всего одну букву, мы постепенно продвигаемся в решении задачи и в результате получаем нужное слово. Попробуйте поиграть в эту игру с малышом. Для начала возьмите два совсем простых трехбуквенных слова, и попробуйте трансформировать одно в другое. Например, превратим “сыр” в “сок” (сыр-сын-сон-сок или еще короче: сыр-сор-сок). Если кроху игра заинтересует, поиграйте и с другими словами. Конечно, основным сочинителем пока будете вы, но постепенно и малыш освоит эту непростую забаву.

Очень полезно разгадывать с малышом детские кроссворды, ребусы, шарады.

Интересно отыскать спрятавшееся слово в бессмысленном на первый взгляд наборе букв. Действительно, ну что такое “шама”? Оказывается, если поменять слоги местами получится “Маша”. Такие смешные игры нравятся ребятишкам, и они с удовольствие в них играют. Предложите малышу читать слова “задом наперед”. Это полезное упражнение для тех маленьких чтецов, которые не дочитывают, а “додумывают” окончания слов.

Почитаем?

Для успешного овладения чтением, малышу мало тех коротеньких фраз и текстов, которые он прочитывает в школьном букваре на уроках чтения. Ему обязательно нужно читать дополнительно. А как быть, если маленький школьник не очень-то стремится брать в руки книгу? Попробуйте пробудить интерес с помощью занятных игр. Такие забавы пригодятся даже тем ребятишкам, которые читают с удовольствием. Они внесут приятное разнообразие в процесс закрепления навыков чтения.

Супер-секретное письмо

Наверняка ребенку захочется прочитать послание, которое так засекречено, что слов на бумаге совершенно не видно. Предварительно напишите такое письмо на листе бумаги обыкновенным молоком, обмакивая в него ватную палочку. Бумагу хорошенько высушите. Чтобы буквы проявились, письмо нужно прогладить горячим утюгом (гладьте до тех пор, пока не проступят коричневатые буквы). А потом пусть малыш напишет секретное письмо для папы, или бабушки с дедушкой. А заодно и руку потренирует.

Загадочный шифр

А еще письмо можно зашифровать, обозначив каждую буковку каким-нибудь значком (просто треугольником, треугольником с точкой внутри, звездочкой, квадратом, скобочкой, ромбиком, снежинкой и т.п.) и выдать малышу вместе с шифром. Для юного сыщика расшифровка текста будет нелегкой, но очень полезной и увлекательной задачей, которая потребует высокой степени внимания, собранности и усидчивости.

Любое обучение, в том числе и чтению, должно быть веселым! Детский поэт В. Левин предлагает написать какую-нибудь фразу и, переставляя в ней слова читать, что получается:

Мама Аню мылом мыла.

Мама мыло уронила.

Мама Аню мылом мыла.

Мама Аню уронила.

Аня маму мылом мыла… Ну, и так далее.

Ловкие пальчики

Не стоит думать, что развивать мелкую моторику полезно только крошечным карапузам. Для маленьких школьников умение ловко управляться с ручкой и карандашом выходит едва ли не на первый план. Ах, как нелегко даются малышу эти первые буквы в школьных прописях! Чтобы облегчить жизнь своему первокласснику, занимайте его в свободное время играми и упражнениями для укрепления кисти, мелких мышц и суставов пальцев. Для этого не обязательно писать в прописях дополнительно. Есть вещи куда приятнее: лепка из пластилина, глины или пластики, рисование и раскрашивание, распутывание лабиринтов, игры с мозаикой, конструктором, создание витражей, вышивка, аппликация, оригами. Купите дочке наборы бумажных кукол с одежками, а сыну — машинки-самоделки из бумаги. Только не те, что “без ножниц и клея”, а именно с необходимостью вырезать по контуру.

Если мы аккуратно счистим со спичек серу, то они станут прекрасным тренажером для развития моторики и интеллекта малыша. Вместо спичек можно взять зубочистки или счетные палочки. Итак, выкладываем спички в четыре ряда по десять штук. Теперь, по очереди с ребенком, убираете спички. Брать можно любое количество палочек, но только те, которые лежат рядом. Побеждает тот игрок, который возьмет последнюю спичку. А теперь потренируем аккуратность и координацию движений. Высыпаем спички кучкой на стол и начинаем брать по одной. При этом остальные спички должны лежать неподвижно: не рассыпаться и не сдвигаться. Если игроку это удалось, ему засчитывается одно очко и предоставляется право тянуть спички дальше. Если не удалось — ход переходит к другому игроку. Игра идет до последней спички, а выигрывает тот, кто наберет больше очков. В эту игру очень весело играть всей семьей.

А вот еще полезное упражнение для укрепления кисти и пальцев. Предложите сыну или дочурке собрать рассыпанные на столе спички одной рукой. Нужно взять одну спичку, затем, не выпуская первую, поднять вторую, потом третью и т.д. Сколько спичек сможет малыш удержать в руке? А в следующий раз путь попробует побить собственный рекорд.

Юные эрудиты

Попробуйте сыграть с малышом в игру “Города-реки”. В эту игру играл в детстве, наверное, каждый. Не помните? Родителям маленьких школьников никак нельзя предавать забвению такие полезные и интересные занятия! Игра имеет массу достоинств. Веселое времяпрепровождение для всей семьи — это раз. Пополнение словарного запаса — это два. Непреодолимое желание ребенка стать более эрудированным — это три. Итак, что же нам понадобится? Не менее двух игроков (лучше больше), лист бумаги и ручка каждому участнику. Игровые поля расчерчиваются в виде таблиц с девятью колонками. Колонки подписываются так: имя девочки, имя мальчика, страна, город, река, растение, животное, любое слово, очки. Затем, кто-либо из игроков начинает произносить про себя алфавит. Ему говорят: “Стоп!” Игрок называет букву, на которой остановился. Теперь задача всех играющих как можно быстрее заполнить колонки, подбирая соответствующие слова на заданную букву. Например, если названа буква “д”, слова могут быть такими: Диана, Дима, Дания, Дели, Днепр, дуб, дикобраз, девиз. Как только один из игроков закончил задание, он кричит: “Стоп!” Игра останавливается, и начинается подсчет очков. Самый быстрый игрок прочитывает слово из первой колонки, затем по очереди читают все остальные игроки. За уникальное слово игрокам причитается по 10 очков. Если слова совпали — 5. Незаполненная колонка приравнивается к нулю. Подобным образом сравниваются все колонки, а очки подписываются возле каждого слова. Теперь считаем очки в ряду и вписываем получившуюся сумму в последнюю колонку, специально для этого предназначенную. Игра повторяется до тех пор, пока не надоест, но, чаще всего, пока не закончится место на бумаге. Игроки подсчитывают общую сумму баллов и определяют победителя, которому присваивается титул Самого Эрудированного Представителя Семьи.Если ваши познания охватывают большее количество тем, можно добавить в игру любые колонки или заменить имеющиеся. Например, можно вписывать насекомых, рыб, художников, композиторов, писателей, названия книг, фильмов, мультфильмов и т.п. И если в преддверии новой игры ваше чадо начнет энергично листать энциклопедический словарь или изучать карту мира, считайте, что ГЛАВНУЮ ПОБЕДУ ВЫ ОДЕРЖАЛИ...

Юлия Каспарова

Наверх ↑