Эстония. Энергия молодости и мудрость зрелости

Эстония. Энергия молодости и мудрость зрелости

Эстония после обретения независимости сделала стремительный рывок в экономическом и социальном развитии. По уровню информатизации и компьютер­ных технологий она среди лидеров. Первым прези­дентом Эстонии был избран 68-летний писатель Лен­нарт Мэри, в то время как Март Лаар стал самым мо­лодым премьер - министром в Европе. Когда прези­дента спросили о том, как ему работается с таким мо­лодым правительством, он сказал: «У нас нет никаких противоречий. Более того, я считаю, что это показа­тельно для всего происходящего в стране: именно та­кое сочетание спокойной зрелой мудрости с энергией напора молодости и позволило Эстонии так быстро и успешно двигаться вперед» .

Правительство провозгласило программу национального воз­рождения. Была поставлена зада­ча — воспитать новое поколение, знающее и бережно сохраняющее культурные традиции, и в то же время способное к обучению и быстрому прогрессу. Молодежь призывают к активной общественной жизни, стимулиру­ют к использованию их гражданских прав и привлекают к дискус­сиям о процессах, происходящих в обществе и государстве. Здесь ценится совместная работа уче­ника и учителя. Ребята имеют возможность сказать веское слово в формировании своего будущего. Союз Ученических Самоуправле­ний Эстонии делегирует своих представителей в консультацион­ный совет министра образования. Молодежь создает общественные организации, имеющие свое неповторимое лицо, такие как «От­крытая республика», «Объедине­ние скаутов», «Организация ус­пешных детей».

В Эстонии традиционно серьез­ный подход к учебе: для получения среднего образования надо учиться в течение 12 лет, после. чего можно поступить в высшее учебное заведение. Однако здесь прекрасно понимают особенности детского восприятия: усваивается только то, что интересно. Под Таллинном в живописном ме­сте располагается этнографичес­кий музей под открытым небом. Его особой достопримечательно­стью является «школа из деревни Куйе». Все наши ассоциации, связанные с традиционной школой, не найдут здесь подтверждения. Конечно, в этой школе есть и классная комната и преподавате­ли, но здесь нет привычных учеб­ных принадлежностей, и занятия проходят в необычной совершен­но неформальной обстановке. Ролевая игра «Урок на старый лад» знакомит ребят с условиями обучения в начале 20-го века. Программа «Изготовление бума­ги» учит детей делать бумагу из отходов, создавать поздрави­тельные открытки. Можно прийти в гости к хозяевам, и увидеть, как занимались домашними работа­ми 100 лет назад. На территории музея организуются представле­ния во время праздников народ­ного календаря: «Рождество», «Эстонская масленица», «Как православный народ Пасху справлял» и другие.

Участвуя в играх и разных про­граммах, дети познают историю с человеческой и даже просто бы­товой стороны жизни: о чем спо­рили, от чего плакали и над чем смеялись, как работали и как от­мечали праздники люди, жившие на этой земле 100—200 лет назад. Кем они были, откуда пришли, в каких условиях обитали, как это все повлияло на формирование характера каждой отдельно взя­той личности и, культуры в целом. Здесь все помогает найти ребя­там ответы на вопросы, которые задает себе рано или поздно каж­дый человек, считающий себя личностью: что я за человек, отку­да я родом, кто мои предки...

В Таллинне открыт большой обучающий комплекс «Энерджи центр». Его посетители могут поучаствовать в представлении научно­го театра, самостоя­тельно открыть для себя секреты пространства в виртуальном шоу, поэк­спериментировать с любыми из 100 интерактивных выставок. Мно­гие из экспонатов были созданы с учетом учеб­ных планов различных школ, что позволяет проводить практичес­кие уроки для учеников разного возраста. Есть игровой раздел и для маленьких детей.

Одна из наиболее выда­ющихся экспозиций — воздушный корабль, построенный по черте­жам Леонардо да Вин­чи. Находясь внутри можно имитировать полет аппа­рата и привести в движение вось­миметровой длины крылья.

Все экспонаты расположены со­гласно следующим темам: электричество в воздухе, мир механизмов, оптика и видение секре­ты жидкости и газа, звуки и голос, вечный двигатель, загадки маг­нитов, мир воздуха Леонардо да Винчи, сила песка, мыльные пу­зыри.

Научный театр демонстрирует три различных шоу: принципы физики на примерах повседневной жиз­ни, воздух и полет, энергия и теп­ло. Самое интересное, что эксперименты показывают принципы физики и химии при помощи при­способлений и механизмов, ис­пользуемых в повседневной жиз­ни, таких как пылесос и кофевар­ка. Некоторые из опытов можно повторить в домашних условиях. Для детей возможность самим со­здать радугу из молока или акку­мулятор из простокваши, несо­мненно, объясняет научные прин­ципы лучше, чем часы теоретиче­ских занятий.

Шоу программы рассчитаны на детей разного возраста. Так, во время шоу о пространстве млад­шим объясняются секреты сол­нечной системы, причины наличия разных сезонов, дня и ночи. Школьники второй ступени обра­зования имеют шанс виртуально полетать сквозь разные галактики и стать свидетелями рождения звезд. Надо видеть, каким интере­сом горят глаза детей во время экспериментов! Энерджи центр пробуждает детское воображение и вдохновляет их на свои собст­венные мысли о науке — в этом его наибольшая ценность.

Самооценка, основы характера — то, что является основополагаю­щим в жизненном опыте, заклады­ваются в самом раннем возрасте. Усвоенные в семье модели пове­дения ребенок, вырастая, распро­страняет на свои взаимоотноше­ния с другими людьми. Исследо­вания психологов разных стран предоставляют все новые под­тверждения важности правильно­го воспитания, основанного на уважении личности ребенка. Детский фонд ООН ЮНИСЕФ про­вел в 2001 году исследование среди 400 детей и подростков в возрасте 9—14 лет. Помимо во­просов, касающихся школы, об­щества и политики, у детей спро­сили, как они оценивают положе­ние в своей семье.

Эстонские дети считают, что, в об­щем, они счастливы со своими родителями. В то же время более половины детей находит, что с их мнением дома не считаются. Они хотели бы принимать большее участие в планировании свобод­ного времени.

Двое детей из трёх утверждают, что соприкасались дома с насильст­венным и агрессивным поведени­ем, больше всего с криком (62%), но и с рукоприкладством (18%). Только 35% находит, что совмест­ное обсуждение проблем — это лучший способ для их решения.

В Европе девять стран, где чёр­ным по белому написано, что фи­зическое наказание детей запре­щено. Станет ли Эстония 10-й страной, в которой нельзя бить ребенка? Этот вопрос широко об­суждается в Эстонии в связи с подготовкой нового закона о за­щите детей.

Наверх ↑