Если ребенок плачет

Если ребенок плачет

Как успокоить плачущего ребенка? Что делать и не делать, если если ребенок сильно плачет: внезапный испуг, например, или коленку ободрал, либо резкая обида.

Что НЕ надо делать

Не разговаривать НИКАК. То есть абсолютно. Никаких «иди пожалею» или «ой-ей-ей» или «маленький мой». Никаких вопросов о том, что случилось, как упал, где болит. Также не надо тут же мазать ребенка или дуть на рану (исключения — артериальные кровотечения и т.п.), сильно укачивать, совать ему игрушки или сладости.

Что помогает в любом возрасте

Плавные, сильные, мягкие объятия — в них замереть, чуть отойдя от сцены проблемы, отвернувшись. Завернуть ребенка в себя, как в одеяло. «Крепко» потому что у мамы часто от нервов руки подрагивают, и если держать некрепко, дрожь чувствуется.

Отрегулировать свое дыхание: плавные, глубокие, регулярные вдохи и выдохи.

Можно чуть-чуть покачивать ребенка в такт дыханию, чуть-чуть поглаживать по спинке синхронно. Плавно, медленно, фоном, чтоб не отвлечь от важной работы, которой занят ребенок, — обрабатывать аварию. Еще можно мычать, петь песенки без слов, попевки какие-то.

Они должны быть «фоновыми», не переключать на себя внимание. Следить за дыханием ребенка. Когда оно станет ровным, всхлипывания уйдут — повернуться «к лесу задом, к сцене передом». Посмотреть, где случилась беда. Рассказать историю того, что произошло. Следите за дыханием ребенка. На опасном месте, когда история подойдет к «упал» — оно, скорее всего, участится. Ребенок даже может опять заплакать. Он проживает событие. Историю можно рассказывать много раз. Дети и сами часто рассказывают по несколько раз всем членам семьи и знакомым. В итоге ребенок придет к тому, что сможет
историю рассказать или прослушать на ровном дыхании. Это значит, что стресс снят.

«РАЗБОРКИ»

Когда ребенок помирился с местом и историей происшествия, и ТОЛЬКО тогда, можно устроить «разбор полета». Хорошо его начать с вопроса типа: «Как ты думаешь, что стоило сделать?», то есть уже изменить историю проишествия, придумать новое.

А когда ребенок успокоится, он и сам все расскажет, где ошибки были и как их исправить.

Такой процесс занимает от часа до секунд. Более старшие дети проделывают его внутри и самостоятельно. Так ребенок учится САМОконтролю, учится вырабатывать СВОИ методы анализа и решения проблем. Взрослый помогает, но ФОНОМ, не перехватывает управление и контроль, а только оказывает поддержку эмоциональную. Тем временем, с помощью этой поддержки, ребенок справляется с болью сам, продумывает ситуацию сам, выходы ищет сам. Ребенок — менеджер ситуации, босс, взрослый — поддерживающий персонал. Возможно, ребенок быстро успокоится, если взрослый будет спокойным голосом объяснять, что все в порядке. Но это краткосрочный результат. Не ребенок успокоился, а взрослый успокоил ребенка. Урок на будущее: «Мне не доверяют, я еще мал, решаю не я».

Снимаем стресс

Кроме того, ребенок может и перестал плакать, а вот снят ли стресс? Или просто загнан внутрь (особенно если отвлекли)? Накапливание стресса чревато многими проблемами, и психологическими, и болезнями в будущем. Сам ребенок должен иметь шанс вынести СУЖДЕНИЕ о серьезности ситуации. Иногда ситуация субъективно кажется серьезной, и это суждение стоит просто УВАЖАТЬ. Нужно научить малыша ОЦЕНИВАТЬ ситуацию на «страшность» и САМОМУ учиться понимать ее серьезность. В ситуации крупных аварий, особенно если надо действовать быстро, взрослому стоит взять на себя контроль ради скорости. Но если споткнулся или игрушку отобрали — лучше дать ребенку самому справиться.

В качестве вывода

Надо быть осторожным, найти свой баланс. Чтобы, во-первых, не перехватить на себя управление ситуацией и ребенком, а оставить ребенку возможность управлять собой. Во-вторых, чтобы не диктовать извне суждений о ситуации, а дать ребенку возможность вынести свои суждения. Но, в тоже время, оказать ребенку поддержку.

Наверх ↑