Детские страхи

Детские страхи

Из пяти базовых эмоций человека (радость, печаль, тревога, страх и гнев) самые «противные» страх и тревога. Страх — это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации.

Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку это чувство имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью. В отличие от страха тревога — это переживание отдаленной и неясной опасности. И если страх в норме свойственен всем, то тревога проявляется у разных людей в различной степени и превышение определенного уровня тревожности нормой уже не является.

Пожалуй, нет на свете человека, которому чувство страха неведомо. Но и взрослые, и дети хотели бы испытывать это чувство как можно реже. А как дети хотят быть смелыми: «Хочу быть самым храбрым!», «Вот вырасту — ничегошеньки не побоюсь…».

Страх — это первое, с чем сталкивается новорожденный… Представьте себе, что испытывает рождающийся ребенок: его что-то сжимает и выталкивает, он куда-то проваливается, не чувствует границ своего тела, не понимает что с ним происходит. Громкие и новые звуки, яркий свет, чужие прикосновения и т.д. Поневоле испугаешься и заплачешь. Психоаналитическая литература подробно, умно (а часто очень заумно — но это между нами) рассматривает детские страхи, влияние их на жизнь взрослого человека. Но нам, внимательным и любящим родителям, нужна не наукообразная информация, говорящая об эрудиции автора, а конкретные рекомендации: что делать, если ребенок боится пылесоса или ребенок плачет, когда мы едем в машине и машина останавливается, либо первоклассник на продленке начинает плакать от боязни, что его забудут забрать домой, а на папу могут напасть бандиты. Это все реальные примеры страхов из практики работы детского психотерапевта. Итак, как родители могут сами помочь своим деткам справиться со страхами, и какие они, детские страхи «страшные-престрашные».

ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ ДЕТЕЙ

На каждом из этапов своего развития дети испытывают разнообразные страхи, которые характерны для каждого возраста:

  • с рождения до 6 месяцев: страх громких резких звуков и шумов, малыши могут бояться неожиданных быстрых движений со стороны другого человека, бояться падения и потери поддержки. Это связано с памятью о страхе, пережитом при рождении;
  • с 7 месяцев до 1 года малыша пугают уже определенные громкие звуки, например, шум пылесоса; в 7 месяцев многие детки проявляют явное беспокойство в связи с отсутствием мамы, а с 8 — боятся чужих людей. Раздевание, одевание, смена обстановки и высота являются для детей этого возраста тоже поводом для страха. Для многих малышей источником страха является отверстие стока в ванной и душе.
  • Дети от 1 до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и сна (ночные кошмары). Основной страх — страх темноты и ночные страхи. Величайший страх дети испытывают, когда им кажется, что родители их не любят. Никогда (ни понарошку, ни всерьез) нельзя говорить ребенку, что родители бросят его. На улице или в магазине часто можно услышать, как, вконец отчаявшись, мама зовет своего непослушного сына: «Иди быстрей, или оставлю тебя здесь!» А еще добрые бабушки помогают: «Вот я сейчас тебя заберу у мамы». Такие слова заставляют ярко вспыхнуть чувство страха от того, что тебя бросят. А ведь для ребенка, особенно маленького, остаться без родителей — это значит оказаться совсем одному во всем мире. Если ребенок задерживает маму, возьмите его за руку и отправляйтесь домой. До 3 лет появляются страхи отвержения со стороны родителей («меня не любят»), страх незнакомых ровесников, смены обстановки, изменения уклада жизни. Ребенок может начать бояться животных. Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера — краны, машины. Велик страх разлуки с близкими. Если жизненные трудности надолго разлучают вас с детьми, эта разлука должна быть тщательно подготовлена.
  • Дети 3—4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства, а еще насекомых, воды, высоты, сказочных героев (Волк — зубами щелк, Баба Яга, 
  • Огнедышащий дракон, новые «страшилки» из современных мультиков и компьютера «приходят» в снах наших детей именно в этом возрасте).
  • В 5—6 лет возникает и быстро возрастает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство дома, времени и пространства, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают и это касается и его семьи. В этом возрасте дети часто переживают первую семейную утрату — начинает уходить из жизни старшее поколение.
  • 7–8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. В психологии это называется социальным страхом «быть не тем», кого ценят, хвалят, о ком хорошо говорят. Такие дети постоянно сомневаются в своей «правильности»: «Я правильно сделал?» «А можно так?» У них страх «все испортить». Как правило, такой страх ведет к школьной фобии — боязни школы. Если оставить все как есть — «вырастим невроз».
  • с 8 дети лет больше всего боятся смерти родителей. В психологических исследованиях, как правило, рассматривают 12 основных страхов детей, наиболее распространенных. Подростковые страхи — это отдельная и глубокая тема.

Детские страхи имеют свою возрастную динамику. Проводят множество обследований детей дошкольного и школьного возраста. Дошкольники при опросах называют до 15 своих страхов, ставя на первое место страх потери родителей, войны и пожара. У школьников выявлено примерно 12 основных страхов. Здесь господствуют страхи стихий, опоздания в школу и страх смерти. Надо отметить, что число страхов у дошкольников и школьников значительно увеличилось по сравнению с прошлыми годами. Приблизительно раз в 20 раз! Как тут не вспомнить популярную актрису Ренату Литвинову с ее знаменитой фразой: «Как страшно жить !..».

КТО БОИТСЯ БОЛЬШЕ?

Хочется повторить, что вышеперечисленные страхи — возрастные. В идеале они должны проходить через определенное время, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться. Самый бесстрашный возраст — у девочек в 3 года, у мальчиков — в 4 года. Как вы могли заметить, с возрастом количество страхов у детей увеличивается, при этом у детей из неполных семей страхов больше, особенно у мальчиков, живущих с матерями. Это связано с тем, что ребенок не имеет положительного примера родителя того же пола и чувствует себя неуверенно, самооценка у него занижена. То же касается и детей из неблагополучных семей, и детей из семей, живущих замкнуто. Наиболее же страхам подвержены старшие дошкольники девочки.

Поэтому, если в вашей семье есть 5-7 летняя дочь, будьте к ней вдвойне внимательны, постарайтесь уберечь ее от излишних негативных эмоций.

РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

Детские страхи обычно имеют своеобразную «поддержку» со стороны родителей — обычно ребенок испытывает те же страхи, что и мать — в прошлом или настоящем. Дети очень чувствительны, поэтому, когда мать, интуитивно или осознанно, старается оградить их от ситуаций, которые ее пугали или пугают, в их душе поселяется тревога, и, как следствие, — страх. Очень часто мать своим чрезмерно беспокойным поведением заражает ребенка страхом, например, ушибиться и заболеть. Очень часто избыточное количество страхов у ребенка — результат недостаточной эмоциональности родителей, их излишней строгости. Особенно опасна в этом плане ситуация, когда родитель того же пола, что и ребенок, очень суров, а родитель противоположного пола — мягок. Например, строгая мать и податливый отец для девочки, и наоборот, мягкая мать и строгий отец для мальчика. Ребенок обычно идентифицирует себя с однополым родителем, именно его поддержка и одобрение наиболее значимы и ценны в глазах ребенка, если же механизм естественной поддержки и одобрения нарушается, то у ребенка снижается самооценка, он чувствует себя ненужным и неудачливым, что, конечно, является плодородной почвой для возникновения разнообразных страхов.

Поводом для страхов становятся и нереализованные угрозы — отдать в детдом, позвать буку, дядю и т.п. При этом особенно подверженный угрозам возраст — младший дошкольный. Старшим дошкольникам наиболее неприятны и даже опасны оскорбления, которые также занижают самооценку ребенка. Кроме того, большую роль в возникновении страхов может сыграть испуг или психическое заражение, когда ребенок узнает от сверстников, что чего-то «надо» бояться. К сожалению, страхи в душах детей поселяют непросто «плохие тети и дяди», которых нужно бояться. Источником страха (причем на всю жизнь) могут стать люди, которые по долгу службы вроде бы должны заботиться о душевном благополучии ребенка. Вот и рассказывает ребенок психологу: «когда в группе с утра «злая тетя», у меня всегда животик болит». И не объяснишь ты ребенку, что этой тете совсем не место в детском садике… А моя приятельница, кстати, хороший детский психотерапевт, испытав страх перед грубой учительницей в первом (!) классе, до сих пор при упоминании ее имени буквально обливается холодным потом. Так страх зацепился в теле.

СТРАХИ ВОЗРАСТНЫЕ И НЕВРОТИЧЕСКИЕ. КАКАЯ РАЗНИЦА?

Обычно возрастные страхи существуют после возникновения в течение 3–4 недель — это норма. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом. Ему свойственны большая эмоциональная интенсивность, напряжение, длительность. Страхи могут расти и существовать вплоть до взрослого возраста. Разумеется, это неблагоприятно влияет на формирование характера и приводит к возникновению реактивно-защитного поведения (избегание объекта страхов, а также всего нового и неизвестного). На фоне невротического страха возможно появление других неврозов, астении (повышенная утомляемость, нарушение сна, учащенное сердцебиение и т.д.). Обычно невротические страхи связаны со страхами родительскими и устраняются с трудом. Основные из них — страх перед одиночеством, темнотой, животными. Если вы заметили что-то подобное у своего ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психологу, запускать этот процесс нельзя. До 9–10 лет тревожность как черта характера еще обратима, периодическое мягкое управление страхами необходимо, иначе сильный постоянный страх в детстве перейдет с возрастом в фобию.

СТРАХ, СТРАХ, А Я ТЕБЯ НЕ БОЮСЬ!

Не все так безнадежно. Поговорим о способах преодоления страхов. Реакция родителей на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше — это лучшая терапия: чем больше он говорит, тем меньше боится. Плохо — когда ничего говорить не хочет. Тогда — к психологу, особенно с подростком. Тут уж точно: промедление смерти подобно. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого мы должны умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимание на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам. Мы должны дать им понять, что гнев, который они иногда испытывают к родителям, а родители к ним, — это совершенно естественное и нормальное явление и оно может повлиять на наши дружеские отношения.

ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ОТ СТРАХА

Возьмите чистый лист бумаги, положите его перед глазами и опишите все свои страхи, которые сопровождают Вас по жизни. Какими они были? Вы удачно справились? Как Вам это удалось? Собственный опыт — бесценен. Расскажите ребенку, как вы сами или кто-то из общих знакомых справился со страхом.

Можно придумать сказку и разработать с ребенком «программу борьбы» со страхом. Например, ребенок, боящийся, что кто-то ночью влезет в его окно, придумал целую историю о том, как он победил незваного гостя с помощью игрушечного ружья, которое для такого случая всегда было наготове. Главное четко придерживаться разработанных правил. Используйте «волшебные духи» от страшных монстров: можно перед сном обрызгать комнату ребенка этими «духами» (пусть это будет раствор какого-либо натурального масла, имеющего кроме приятного запаха еще и успокаивающий эффект — лавандовое масло, например). Оставьте ребенку «волшебный фонарик» от монстров под подушкой. Зажгите «Волшебную свечку» (не забывая о мерах предосторожности) и т.д. Если страх очень сильный, то бороться с ним надо постепенно.

Например, если ребенок боится собак, купите ему пушистую игрушку-собаку и придумайте интересную с ней игру, потом можно сходить в гости к друзьям, у которых есть маленький щенок и поиграть с ним, можно съездить на выставку собак и т.д. Моя старшая дочь в детстве боялась бабушкиного пылесоса: он «орал» дурным голосом. Моя мама научила внучку, как приручить пылесос: они его «купали» — протирали влажной тряпочкой, наряжали в кукольные одежки, укладывали спать и пр. Когда я приехала за дочкой, застала такую сцену: пылесос лежит под одеялом, а Анечка «кормит» его печеньем. Мне дочка радостно сообщила, что с пылесосом она подружилась, а сейчас у него «горлышко болит», поэтому «он басом разговаривает». Ну, разве можно бояться пылесоса с больным горлом, который к тому же ест печенье?

Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: насколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждаем их, а понимаем. На слово «страх» не надо накладывать запрет.

Психологи считают, что, хотя страх оказывает заметное давление на психическое здоровье детей, у него есть и свои плюсы. Ведь страх имеет две формы выражения — пассивную и активную, то есть он может вызывать тоску и депрессию, а может — тонизировать, встряхивать, пробуждать смелость и инициативу. Советуем почитать Вам сказку Дм. Соколова «Сказка про «боюськи», в которой идет речь о полезности страхов. Понаблюдайте за своим ребенком, когда он боится чего-то и одновременно тянется к предмету своего страха. Таким образом, он борется со своей слабостью, проверяет свои возможности, становится уверенней. Кстати, вспомните детские страшилки про «черную руку» или всякую другую ерунду. Рассказывая про них, дети сами учатся преодолевать свои страхи. Именно поэтому специалисты советуют не искоренять детские страхи, а учить самих детей правильно на них реагировать.

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ТРЕВОГА?

Психологи считают, если в поведении ребенка возникли и укрепились страхи, это означает, что в его общении с родителями допущены какие-то ошибки. Какие? Давайте попробуем разобраться.

В таблице приведены факторы, способствующие повышению тревожности у детей, и наиболее частые ошибки родителей, которые могут спровоцировать появление этих факторов.

ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРАХОВ?

Психолог А. Спиваковская считает: «Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, — это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Родителям надо помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности как часто повторяющиеся неудачи. Тогда станет ясно, по какому пути должны направлять свое воспитание родители, дети которых испытывают страхи. Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, дать ему возможность переживания успеха, показать, как он силен, как он может, приложив усилия, справиться с любой трудностью. Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много наказаний? Если это так, то следует усилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.

Помочь ребенку справиться со страхами — это значит пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой. Это будет вашей общей победой, потому что измениться нужно не только ребенку, но и его родителям. Не стоит жалеть труда для достижения такой победы, ведь наградой будет ваш собственный ребенок — освобожденный от страха, а значит, подготовленный для приобретения нового жизненного опыта, открытый для радости, для счастья».

ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Если малыш нервничает при контакте с чужими людьми, постарайтесь обеспечить ему эмоциональную защиту: возьмите на руки, обнимите, погладьте. Шумные взрослые компании — это не то, в чем нуждается сейчас Ваш малыш.. А если не удалось избежать шума-гама, не забудьте умыть малыша, смыть с него лишний негатив. Сделайте массаж пальчиков, погладьте, расслабьте спинку и животик.

Иногда родителям трудно сообщить ребенку, что они ложатся на операцию, уезжают в отпуск (не говоря о разводе родителей) и т.д. Как отреагируют дети на отсутствие родителей? Боясь последствий, взрослые уходят из дома ночью, когда дети спят, или днем, когда они в школе, оставив бабушку (няню) объяснять, в чем дело. А ответственность надо бы взять на себя, рассказать малышу о предстоящей разлуке, о том, что Вы любите и помните его. Расскажите, как Вы сможете общаться, не видя друг друга: звонить по телефону, думать друг о друге, глядя на фотографию. Может, стоит нарисовать календарик, чтоб видеть, когда наступит день встречи. Можно написать ребенку маленькие сказки и сделать рисунки, а взрослого, которому Вы доверили свое дитя, просить читать каждый день новую сказку от мамы или от папы. Ваше любящее сердце, я уверена, подскажет Вам еще варианты домашней психотерапии и не даст возможности страху разлуки укрепиться в сердце ребенка. И еще важно: отдавая своих малышей в садик, помните, что Ваше категоричное поведение может привести к тому, что возрастной страх закрепится. Специалисты советуют определять детей в садик либо до 1,5 лет, либо после 3, поскольку период от 2 до 3 лет является во многом критическим и трудным для малышей.

Именно в этом возрасте родители наконец-то решают, что их ребенок вырос, чтобы не спать рядом с родителями, и, выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в детскую. Это очень тяжело для ребенка, ибо именно в темноте ребенок проецирует свои дневные страхи, которых у него, поверьте, немало. «Отделяя» от себя ребенка, делайте это мудро, настойчиво, но плавно, мягко, а не командирским тоном. Оставьте ребенку ночник, расскажите сказку, спойте песенку. Помните, что минуты перед сном очень важны для физического и психического здоровья малыша. Постарайтесь, чтобы малыш засыпал не со слезами и обидой, а с улыбкой. Не смейтесь над детским страхом!

Важно принять этот страх, поговорить о смерти, о душе. Как говорить — это зависит от религиозных, культурных, национальных традиций Вашей семьи. Сложно (а, наверное, и невозможно) дать универсальный совет. Важно следующее: не оставлять ребенка наедине с таким страхом, сделать эту тему «разрешенной». Может быть Вы в сказочной форме расскажите о душе, как капельке, которая превращается в снежинку, дождик, пар и снова в капельку. Даже взрослому человеку порой бывает сложно до конца осознать, что такое смерть. А для ребенка это тем более тяжелое открытие. Он может отказываться засыпать, боясь не проснуться. Может превратиться в ипохондрика, при первых симптомах простуды, обнаруживая у себя страшную неизлечимую болезнь. Может пребывать в постоянном стрессе, воображая себе смерть родителей или других родственников. Расскажите, что дети редко умирают. Объясните, что вы заботитесь о своем здоровье и о здоровье малыша. Может рассказать ребенку, что душа человека не умирает вместе с ним или, что наши близкие люди остаются рядом с нами до тех пор, пока мы помним и думаем о них? Лучше не устраивать тайн из утраты близкого человека. Найдите слова и переживите печаль вместе с ребенком.

Поддержите ребенка. Он не виноват, что у него возник такой страх. Часто в такой ситуации большую роль играют родители и другие значимые взрослые — воспитатели и учителя с их повышенной требовательностью, критиканством, раздражением и элементарным незнанием детской психологии. Говорите ребенку, что Вы его любите, усильте чувство безопасности. Расскажите, как Вы чего-то боялись в его возрасте и как Вам удалось с этим страхом справиться. Отвлекайте ребенка. Найдите время для домашней арттерапии: лепите, рисуйте, пойте, играйте. Вы можете использовать все упражнения и игры на снятие тревожности. Попробуйте! А консультация специалиста — детского психолога, сэкономит время и нервы.

ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ

Излишняя родительская опека, когда ребенок постоянно слышит: «Не трогай — сломаешь», «Туда не ходи, там опасно», «Этого не трогай, порежешься». Так называемый «родительский гипноз со знаком минус».

  • Чрезмерная требовательность или холодность родителей. 
  • Суровые наказания или угрозы.
  • Ссоры между родителями.
  • Фильмы, мультфильмы, книги со страшными сюжетами, услышанные взрослые разговоры список можете продолжить сами, если помните свои собственные детские страхи.

С уважением и верой в Вашу родительскую мудрость, детский психолог, член Украинского союза психотерапевтов

Елена НАУМЕНКО

Наверх ↑