Детки – восьмилетки

Детки – восьмилетки

Есть такое гуманное направление в психотерапии — символдрама, ко­торое рассматривает число 8 сле­дующим образом.

«Восемь» — число статичности, космической симметрии. В нем еще больше статики, чем в числе «четыре». Это как бы удвоенное «четыре».

С другой стороны, «восемь» — число стагнации, застоя психиче­ских процессов. Вашему ребенку 8 лет.

Что же важного происходит в жизни ребенка в этот период? О чем он волнуется, переживает? Чем занимается, какие у него хобби? Словом, чем в целом живет вось­милетний школьник?

Внешне все более или менее ста­тично, без особых изменений. Кризис семи лет благополучно преодолен, а до начала подрост­кового периода есть в запасе еще несколько лет. В норме ребенок уже должен адаптироваться к школе, и сейчас идет как бы количественный рост: стал выше, сильнее, внимательнее, умнее, усидчивее. Качест­венные изменения психики ре­бенка скрыты пока от «внешнего взора». Недаром этот период (семь-десять лет) называют ла­тентным, т. е. скрытым.

Если отдельные чувства и эмоции четырехлетнего ребенка мимо­летны, ситуативны, то к семи — восьми годам ребенок умеет обобщать переживания, появля­ется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, можно говорить о возможной борьбе переживаний («хочу ка­таться на лыжах, но боюсь, что не сумею и все будут смеяться»). Сейчас можно уже говорить о внутренней жизни ребенка в эмоциональной сфере.

Школьник утрачивает детскую не­посредственность: ребенок раз­мышляет, прежде чем действо­вать, начинает скрывать свои пе­реживания, колебания, пытается не показать другим, что ему пло­хо. Малыш внешне уже не такой, как внутренне, хотя в течение младшего школьного возраста еще в значительной мере сохра­няются открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

С какими событиями связаны са­мые сильные эмоции восьмилет­него школьника? Подсказка в сло­ве «школьник». Ну конечно же! Ес­ли ваш ребенок физически здоров и, слава Богу, в вашей семье все хорошо, основные эмоции, огор­чения, надежды, мечтания и разо­чарования связаны с ней — род­ной школой. «Что сказала учитель­ница? Почему Даша не хочет си­деть со мной за одной партой, а Паша все время хвастается, и де­рется на переменах? А вдруг напи­шу хуже всех контрольную? Расст­роится мама, когда увидит оценки по английскому?» И все в таком духе. Все вертится вокруг школы. Важным становится мнение учи­тельницы. Не просто важным, а одним из наиболее авторитетных. Важно, чтобы первая учительница была чуткой и доброжелательной.

Очень важно, появятся ли друзья в классе, будет ли ребенок чувст­вовать себя комфортно в школе, идти туда с удовольствием, а не со слезами.

Школа предъявляет к ребенку но­вые требования и в отношении об­щения — она становится «школой социальных отношений». Ваш ре­бенок открывает разные стили об­щения, пробует их, а затем некото­рые из них выбирает и усваивает.

В младшем школьном возрасте ре­бенку придется пройти все пери­петии отношений со сверстника­ми. Как писала замечательный детский психолог Мухина В. С. (ав­тор книги «Близнецы»), начальная школа вторгает прежде защищен­ного семьей, малым личным опы­том общения ребенка в ситуацию, где по-честному, в реальных отно­шениях, следует научиться отстаи­вать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность — быть равноправным в отношениях с другими людьми.

Что могут сделать любящие роди­тели, если у ребенка возникают эмоциональные проблемы в школе (нет друзей, обижают в классе, не любит учительница)? Прежде всего, просто выслушать. Поста­райтесь не спешить, не давать оценок, не критиковать (а с нашим менталитетом это трудно сде­лать), не принимать строгих мер сгоряча. Главное, чтобы ребенок видел в вас умного и доброго, на­дежного друга. Даже если очень сложная ситуация, не наказывай­те сорванца, разберитесь до кон­ца. А если не получается, возьми­те таймаут. Например, так: «Спа­сибо, что ты мне доверяешь и все рассказал. Ты поступил правиль­но, что не стал молчать. Но сейчас я хочу подумать, как лучше решить ситуацию. Поговорим с тобой еще раз вечером за чашкой чая, хоро­шо?». Сохраняйте лицо. Ваша не­адекватная или слишком эмоцио­нальная реакция (крики, раздра­жения, слезы, истерика) пользы не принесут — это факт! А если не умеете справиться с собой или слишком тяжелая проблема, луч­ше обратитесь к детскому психо­логу. Главное, чтобы вы «не нару­били дров» по незнанию или под­давшись чувствам. Доверие ре­бенка потерять очень легко, а вот восстановить...

Еще о чем хотелось бы напомнить вам, дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки восьмилетнего школь­ника — это режим. Да, да! Вот та­кое противное, скучное слово, ко­торое и произносить-то нудно, по­стараемся наполнить новым, очень полезным и добрым смыслом. Еще великий физиолог И. П. Павлов говорил, что ни что так не облегча­ет работу клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Такой режим дня чрезвы­чайно важен для учащихся. Всему свое время в режиме дня, иначе и учеба не пойдет впрок.

Если не налажено правильное че­редование различных видов дея­тельности, если продолжитель­ность ночного сна недостаточна, если мало времени отводится для отдыха на открытом воздухе, все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается.

Если ваш ребенок учится в первую смену, после школы, конечно, нужно отдохнуть (желательно не перед телевизором или компью­тером), а затем, около четырех ча­сов дня приниматься за выполне­ние домашнего задания. Откла­дывать это на более позднее вре­мя не стоит — к вечеру общая ра­ботоспособность быстро упадет, и какие уж тут хорошо подготов­ленные уроки. Да, и соблазнов до­статочно: пришел папа с работы, сел за компьютер поиграть, а я как же? Или мама смотрит «Не родись красивой...», и мне очень нужно... (О том, как на детские мозги влия­ет бесконечная «телевизионная жвачка» мы поговорим с вами в следующем номере).

С другой стороны, готовить уроки сразу же после школы — нецеле­сообразно. Отдых, повторяем, не­обходим, причем достаточно дли­тельный и полноценный.

Вот почему перерыв между шко­льными и домашними занятиями должен составлять 3—3,5 часа. И большую часть этого времени ре­бенку необходимо провести на свежем воздухе.

Для младших школьников (да и более старших детей с ослаблен­ным здоровьем) желателен днев­ной сон: при открытой форточке или в хорошо проветренном помещении 1-1,5 часа восстановит трудоспособность.

И последний пункт — гиподина­мия. Коварство этого явления, к сожалению, понимают далеко не все родители и учителя. В погоне за школьными оценками, дети много сидят, при этом успешно зарабатывая себе невроз, нару­шение осанки, близорукость и прочие серьезные заболевания. Поиграйте с детьми. Гиподина­мия — это тихий вредитель и по­хититель здоровья наших детей. Постарайтесь даже сейчас, зи­мой, создать условия для того, чтобы дети побольше двигались. Для мальчиков можно повесить игрушечные боксерские груши (заодно и выброс агрессии), сде­лать перекладину, чтобы они подтягивались; девочки любят крутить обруч, танцевать — это же прекрасно! Предоставьте им такую возможность. Всячески поддерживайте в этом своих де­тей. Придумайте веселую гимна­стику: «Давай походим с тобой как медведи, а теперь попрыгаем на корточках как обезьянки»… Поиграйте в «Угадай животное»: по очереди нужно показывать и угадывать зверей, повторять все показанные движения. Поиграй­те в «Зеркало»: встаньте напро­тив друг друга. «Отражение» (сначала это взрослый) повторя­ет все движения ребенка, кото­рый смотрит в «зеркало». Теперь поменяйтесь ролями.

Все эти игры очень простые, ве­селые и подвижные. Доставьте себе и ребенку удовольствие. Это так просто! Достаточно лишь преодолеть свою лень или уста­лость и взамен получить массу приятных эмоций. А я как психо­лог скажу вам по секрету: знаете, как дети радуются, гордятся и хвастаются тем, что родители у них веселые, играют с ними и де­лают это с удовольствием? Уверяю вас в этом!

Желаю, чтобы ваши дети стали довольными хвастунишками, ко­торые могут рассказать своим приятелям-друзьям: «Моя мама такая веселая, она знает много игр! А мой папа так классно дела­ет со мной зарядку, я тоже буду сильным и здоровым, как он!».

Наверх ↑