Детки-девятилетки

Детки-девятилетки

Число «девять» воплоща­ет в себе завершение, замыкание циклической полноты, троекратное повторение трех, «триа­да триад». «Девять» — это символ неба, одухо­творенности, сакраль­ное число во многих культурах.

Потихоньку-полегоньку доросли мы с вами, дорогие родители, до 9­летних детей. Давайте сначала вспомним о смысле, о символиче­ском значении числа девять. Де­вять — завершение какого-то цик­ла, замыкание, символ неба, одухо­творенности. Сказочное число.

«В тридевятом царстве, триде­вятом государстве... жил был де­вятилетний ребенок...»

Так мож­но было бы начать сказку о жиз­ни детки-девятилетки. Но, навер­ное, это была бы очень-очень длинная сказка и, может быть, не самая веселая. Очень длинная, т.к. в девятилетием возрасте время еще течет, а не несется стрем­глав, лето — бесконечное, зима долгая-предолгая, деревья — большие, мама — самая красивая, а папа — самый сильный. Продолжается детство, но как бы завершается определенный этап в развитии. Приближается такой нелюбимый всеми пубертат — подростковый возраст. Но это наступит через 1,5—2 года, а по­ка основные изменения в жизни ребенка не внешние, а внутрен­ние. Латентный период.

Больше размышлений, умоза­ключений.

Проблемы начальных классов, от которых частенько «трясло» и «колбасило» родите­лей («не хочет читать», «пишет, как курица лапой», «плохая техника чтения» — о ужас...) все это уже позади. К концу начальной школы ребенок нашел свое мес­то в классе, приобрел друзей. Учеба, конечно, на первом месте, но уже как-то поспокойнее. Надеюсь, вы не делаете уже уроков вместе со своим ребенком, да еще до часа ночи. 9 лет — это время накопления сил для новых испытаний: переход в среднюю школу. Для многих го­родских детей и тех, которые учатся в ШДС (школах — детских садах), переход в среднюю школу связан с переменой школьного коллектива, т.к многие гимназии, лицеи набирают детей после на­чальной школы, причем устраи­вают для детей (и для родителей) настоящие экзамены. Иными словами: вас ждет новый коллек­тив, новый период адаптации к требованиям уже не одной учи­тельницы, а сразу нескольких учителей, очень разных.

О чем хочется поговорить с родителями 9-леток? В жизни ре­бенка важно все: его физическое здоровье, эмоциональное состо­яние, наличие друзей, умствен­ное развитие, возможность про­явить свои способности, само­стоятельность. Не будем пытать­ся «объять необъятное». Остано­вимся на некоторых моментах жизни ребенка.

«Техника безопасности» жизни современных 9-летних детей

Расширяется свободное прост­ранство ребенка. Он уже сам идет в школу, возвращается об­ратно. Если родители работают, нет бабушек или нянь, до вечера ваш школьник сам по себе. Вы должны быть уверены, что ваш ребенок в безопасности.

Спички, розетки, включенные электроприборы, лекарства, кото­рые стоят не на своем месте, небрежно захлопнутая, но не закры­тая на замок дверь в квартиру — посмотрите на свой дом глазами ребенка. Насколько он безопасен?

Как ребенок ведет себя на ули­це? Правила дорожного движе­ния должны быть к этому возрас­ту доведены до автоматизма. По­интересуйтесь, пожалуйста, в школе: преподают ли (и насколь­ко формально или с толком) де­тям такую дисциплину как ОБЖД (охрана безопасности жизнедеятельности). Не поленитесь сходить в биб­лиотеку, внимательно прочи­тать (а не полистать) такую книгу «ОБЖД». Не надо устраи­вать ребенку экзамен и строгим голосом вопрошать: «А ну-ка скажи мне, что ты будешь де­лать, если...», но в игре, в довери­тельном разговоре проясните для себя, насколько ваш ребе­нок самостоятелен, уверен и ос­торожен. Осторожность — очень полезное качество для 9-летнего школьника. «Береже­ного бог бережет».

Беда, исходящая от людей

А сейчас об опаснос­тях другого рода. На­верное, о самых тяже­лых из них. К сожалению, нашим детям угрожают не только несчастные случаи и травмы, но и люди. Причем час­то это люди знакомые или полу­знакомые.

Хочется верить, что в вашей школе есть специальная про­грамма для детей, где простым понятным языком, учитывая воз­растные особенности детей, объясняется, как ребенок может оказаться в опасной ситуации. Дети должны узнать, что бывают взрослые, которые ведут себя не­достойно с детьми: пытаются их гладить, целовать, звать с собой, обещать подарки, развлечения. Детей учат понимать разницу между нормальным и неподоба­ющим поведением, различать опасность, что-то неправильное в жестах и прикосновениях. Их учат, как можно вежливо и твер­до сказать старшекласснику или взрослому, что такое поведение для них неприятно. Детям объяс­няют, что нужно сделать, если с ним или другим ребенком произойдет что-то подобное. Рассказывают, к кому и как надо обратиться в этом случае. Дети младшего школьного возраста учатся отли­чать потенциально опасную си­туацию, ориентироваться в ней правильно.

Подобные программы давно существуют в Америке, Герма­нии, Голландии, Дании. Может быть, они проводятся и в Украи­не. Мы не располагаем, к сожале­нию, подобной информацией. Интересуйтесь в школе, в моло­дежных службах, службах по де­лам несовершеннолетних. Проявляйте активность.

Наши дети должны быть за­щищены, а профилактика — луч­шая защита от сексуальных и физических оскорблений и пре­ступлений.

Сейчас все больше создается родительских клубов, психологи­ческих центров, центров здоро­вья. Интересуйтесь их работой, звоните, пишите, просите и наста­ивайте на помощи. Родительское бездействие и равнодушие — это преступление перед детьми.

Ребенок 8—9 лет достаточно самостоятелен, но и достаточно беззащитен, если не вооружен умениями, знаниями. Учите, учи­те осторожно, деликатно говори­те на трудные неприятные темы, чтоб ребенок не оставался один на один в безвыходной ситуации, испытывал бессилие, чувство ви­ны и стыда. Речь идет не только о сексуальных оскорблениях. От­бирают вещи, деньги, унижают младших здоровые лоботрясы... Порой меня поражает родитель­ская слепота и беспомощность! Почаще глядите в глаза своим де­тям, не теряйте их доверия, тогда за советом и поддержкой они об­ратятся именно к вам, самым ум­ным, сильным и надежным лю­дям. Берегите друг друга.

«Друг всегда поможет…»

Вторая важная тема для разгово­ра с родителями 9-летних детей

детская дружба. Она напрямую связана с предыдущей.

Чем больше настоящих друзей у вашего ребенка, тем больше ве­роятность избежать неприятных ситуаций. В 9-летнем возрасте очень важен статус в группе (как и во взрослой жизни), т.е. та роль, которую играет человек в социуме, в классе, в коллективе. Ребенок выбирает (или вынуж­ден выбрать) роль лидера, «звез­ды», «клоуна», «аутсайдера» и т.д.

Часто детям сложно подру­житься с кем-то. Помогите ребен­ку, но сделайте это мудро, дели­катно. Вариант неподходящий: «Все люди как люди, а ты... Вон у Леночки сколько подруг, а тебе даже никто не звонит...» Как гово­рится, спасибо за такую поддержку, уж лучше вообще никакой. А вот возможный подходящий ва­риант: «Мы собираемся в зоопарк (кино, театр, на прогулку), давай- ка позовем с собой Свету, можешь ей позвонить, а если хочешь я то­же ее приглашу». Купите на один билет в кино больше, покажите своим примером, как приобре­тать друзей: быть приветливым, доброжелательным. Великолеп­ный способ помочь ребенку при­обрести друзей — устроить детский праздник, выбраться с деть­ми на прогулку. Сделайте это сей­час, пока дети нуждаются в вашем активном участии, любят ваше общество. Год-другой и вы услы­шите: «Спасибо, мам, но можно я в кино пойду с ребятами. Ты не обидишься?» И в ответ вы сделае­те бодрое ЛИЦО: «Нет, конечно, иди». Увы, наши дети вырастают, отделяются от нас. И это нор­мально. Они просто взрослеют. Как в свое время мы с вами.

Но! Пока вашему малышу еще девять — наслаждайтесь обще­нием с ним и его друзьями. Ведь настоящие друзья в жизни, как правило, друзья детства, это под­держка и опора во взрослой жиз­ни. Помогите своим детям сей­час, тогда меньше тревог и вол­нений будет у вас и у них в подростковом возрасте.

Терпения, мудрости, чуткости вам.

Наверх ↑