Дети – «ураганчики»

Дети – «ураганчики»

Все чаще и чаще на прием к детскому психологу приходят обеспокоенные родители , выясняя , что такое «гиперактивность »? Давайте разберемся , что же это такое «гипердинамический синдром», ММД ?

Проявление гиперактивности – дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причины появления синдрома гиперактивности окончательно еще не установлены. Пики его проявления совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, в 3 года, когда ребенок быстро увеличивает словарный запас, и в 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма.

Соответственно, работа с гиперактивными детьми особенно необходима в периоды возрастных кризисов: 1 года, 3 и 7 лет. А к семи годам ребенок, как правило, поступает в школу. Вот и получается «два в одном»: внутренние проблемы гиперактивного ребенка усугубляются мощным внешним стрессом – поступлением в первый класс.

Что такое гиперактивность?

«Гипер …» (от греческого hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слова «акивный» пришло к нам из латинского и означает «действенный, деятельный».

Внешние проявления гиперактивности

  • Невнимательность
  • Отвлекаемость
  • Импульсивность
  • Повышенная двигательная активность

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые яркие проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, нежели у девочек. Приблизительно на 5 гиперактивных мальчиков – 1 девочка.

Возможные причины гиперактивности

· Пренатальная патология, т.е. токсикоз, наличие хронических и инфекционных заболеваний у мамы в период беременности, курение, несовместимость ребенка и матери по резус –фактору, попытки прерывания беременности, угроза выкидыша, нежеланная беременность.

· Осложнения во время родов (преждевременные, слишком затянувшиеся или «скоростные» роды, неправильное положение плода, внутренние кровоизлияния и пр.).

· Психосоциальные причины: стиль семейного воспитания, наличие постоянных конфликтов в семье.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. К сожалению, уровень психологической культуры в нашем обществе таков, что мамы не только не предупреждают педагогов об особенностях развития ребенка, состоянии его физического и психического здоровья, но часто и скрывают наличие неврологических и других диагнозов, тем самым включая «мину замедленного действия»: ребенок не получает вовремя необходимую психологическую и медицинскую помощь, родители тратят массу времени, сил и нервных клеток на обуздание «ребенка-урагана», обвиняют себя, учителей, бабушек, нянь и Бог знает кого еще… в том, что «никакой управы нет на этого хулигана!». Не понимают, что наша исконная «попустительская» политика: «Авось перерастет…» или «Сейчас все дети такие неуправляемые…» не приносит хорошие плоды, и не «перерастет» к подростковому возрасту, а приносит много огорчений, слез и проблем.

Я разделяю мнение многих моих коллег о том, что «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…».

Помочь ребенку –«ураганчику» справиться с проблемами могут взрослые, если они не обвиняют в проблеме друг друга, а действуют профессионально и сообща. Речь идет о совместной работе родителей, психологов, врачей, воспитателей, учителей.

Важно помнить взрослым, что гиперактивный ребенок ведет себя «плохо» не из «вредности» и не потому, что не хочет, а потому, что не может: его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания не улучшают его поведения, а часто становятся источником новых конфликтов. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Главное, чтобы помощь была оказана вовремя

Детский сад, а еще больше начальная школа, как лакмусовая бумажка проявляют гиперактивных деток, делая жизнь их, мягко скажем, не очень комфортной. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

Портрет гиперактивного ребенка

Это дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

Основные проявления гиперактивности

  • Дефицит активного внимания
  • Двигательная расторможенность
  • Импульсивность

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредотачивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Если в возрасте до 7 лет проявляется хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, гиперактивен.

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, т.к. другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности.

Что же такое импульсивность?

В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Импульсивность – особенность поведения человека (в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций.

Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях». Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импульсивности», которая рекомендована научно-методической комиссией МО Украины. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов, и поэтому не вызывает трудностей при ее заполнении и интерпретации.

Признаки импульсивности

1. Всегда быстро находит ответ, когда о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям, воспитателю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл.

Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 – о средней, 1-6 баллов – о низкой.

Елена Науменко, детский психолог

Наверх ↑